Страховые взносы администрирует ФНС что изменилось для компаний

Виды страхования

Администрирование страховых взносов: последние новости

В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года произойдет перераспределение полномочий.

ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.

Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.

Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.

Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2017 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.

В связи с нововведениями с 1 января 2017 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.

Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.

Определения

Страховые взносы администрирует ФНС что изменилось для компаний

Администрирование – это исполнение органом, на который возложены соответствующие полномочия, следующих обязанностей:

  • осуществление контроля за корректностью вычисления, полнотой и уплаты в срок СВ;
  • прием от плательщиков расчетов по СВ, начиная с отчетности по 1-му кварталу 2017 году и далее;
  • взыскание пени и неустойки по СВ, в том числе, возникшим до наступления 2017 года;
  • возврат лишне уплаченных плательщиками сумм;
  • предоставление отсрочки (рассрочки) платежа.

Передача администрирования страховых взносов

Особенности администрирования страховых взносов в ФНС (предыстория):

  • ранее существовал единый соцналог, который впоследствии был заменен на обязательные страховые платежи, уплачиваемые в различные фонды;
  • в 2010 году представители бизнеса выразили свое недовольство по поводу отмены ЕСН – ведь с введением поправок им пришлось отчитываться сразу в 4 места – ПФР, ФОМС, ФСС и ФНС;
  • в 2013 году началось ведение обсуждений по поводу передачи функций ПФР, ФСС и ФОМС единому фискальному органу в целях сокращения задолженности плательщиков и упрощения процедуры расчетов и перечислений СВ;
  • бизнесмены обратились в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность по оптимизации существующей системы страховых взносов;
  • в 2013 году Президент поручил Правительству подумать над решением проблемы, однако на протяжении 3 лет особых мер не предпринималось.

Наконец, в 2015 году проблема достигла своего апогея. Стремительно росла задолженность, проводилось огромное число проверок, недовольство бизнесменов еще больше увеличивалось. Результатом стал вынесенный в 2016 году Указ № 13, а далее – и соответствующие поправки в НК РФ.

Давайте рассмотрим какие изменения ожидаются в системе в результате передачи полномочий по администрированию взносов в ведомство налоговой службы.

Еще по теме  Нулевой расчет по страховым взносам в 2020 году - образец

1.Объект обложения останется без изменения — это выплаты по трудовым договорам (ст. 420 НК РФ) и ряду ГПХ (за исключением соцвзносов).  Не облагаемые взносами выплаты перечислены в ст. 422 НК РФ.

2.Стоит отметить, что фактически регламент структуры страховых взносов из ФЗ №212 направлен в гл. 34 НК РФ без изменений. База, которая применяется для расчета страховых взносов, в соответствии со ст. 421 НК РФ останется прежней, также, как льготы и тарифы (нововведение: пониженные тарифы по льготникам на УСН могут применяться ими только, если их доход за год не превышает 79 млн руб.).

-876 000 руб. по обязательному пенсионному страхованию (если выплаты работнику составят больше этой суммы, то расчет взносов сократится с 22% до 10%);

-755 000 руб. по обязательному социальному страхованию (если больше этой суммы, то расчет и уплата взносов не будут производиться);

-взносы в систему обязательного медицинского страхования не зависят от суммы выплат и рассчитываются в размере — 5,1%.

База для расчета взносов с выплат, которые производятся в натуральном выражении, будет определяться из цен, указанных в ст. 150.3 НК РФ.

Изменения затронули оплату «суточных» работникам в командировках. С 2017 года они будут облагаться взносами, если их сумма будет превышать 700 руб./день (в России), 2500 руб./день (за пределами России).

В свою очередь кардинальные изменения ожидают отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету. Организации ежеквартально должны будут предоставлять в ФНС (в орган, который будет заниматься сбором взносов) единый расчет по страховым взносам. Срок сдачи расчета – не позднее 30 числа того месяца, который следует за отчетным периодом (с учетом выходных дней).

Если в расчете будут выявлены несовпадения по общей сумме рассчитанных страховых взносов и суммам в разрезе по каждому застрахованному лицу, то расчет будет считаться не предоставленным, о чем налоговая служба будет обязана уведомить плательщика.

При этом сохранится персонифицированный отчет в ПФР. Организации должны будут направлять в отделения ПФР раз в год данные о стаже застрахованных лиц и ежемесячно – персонифицированный отчет по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Отчетность в ФСС по взносам «на травматизм» сохраняется в упрощенном виде. Если среднесписочная численность работников организации составляет менее 25 человек, то форма 4-ФСС сдается на бумаге не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца. Если численность больше, то обязательно в электронном виде и не позднее 25 числа того же периода.

ИП и прочее самозанятое население, которые не производят выплаты иным физлицам, не должны подавать отчетность в ФНС, как это было и с требованиями ПФР.

Копии формы персонифицированного отчета в ПФР должны быть предоставлены работнику в течение 5 дней, после его запроса или в день расчета застрахованного лица.

Срок хранения документов по начисленным и уплаченным страховым взносам составляет 6 лет.

Фиксированные платежи для самозанятого населения не изменятся. При этом для предпринимателей, не подавших налоговую декларацию, не будут начисляться максимальные суммы платежей. Однако, если предприниматель предоставит отчетность, но не уплатит сами взносы, то ФНС, основываясь на данных налоговой декларации, сама определит его задолженность.

При уплате взносов «на травматизм» организации обязаны ежегодно с 2017 года подтверждать свой тариф, установленный ФСС. Для этого необходимо направлять справку и заявление в отделение ФСС не позднее 15 апреля текущего года, в котором будет устанавливаться тариф взносов. Если этого не сделать, ФСС имеет право присвоить наивысший класс риска организации в соответствии с применяемыми видами деятельности, и назначить максимальный тариф для расчета взносов.

Еще по теме  Расчет стажа для больничного и не только

С 2017 года уплатить страховые взносы в счет организации может третье лицо, но при оплате в квитанции стоит обязательно отметить, в счет кого производится оплата.

Важно! При уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и ОСС в счет временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году изменены все КБК. КБК по уплате взносов «на травматизм» остался без изменений.

Статус плательщика в платежке в поле 101 необходимо проставлять «01» вместо «08», как это было в 2016 году.

– если просрочка уплаты составляет менее 30 календарных дней, то пени будут считаться по-прежнему 1 к 300 ставки рефинансирования;

– если более 30 дней, то расчет будет производиться, как 1 к 150 ставки рефинансирования.

Штрафы за нарушения в отношении страховых взносов будут аналогичны штрафам по налогам.

Штрафы от ФСС перечислены в новой ред. ФЗ №125 от 24.07.1998 г., а штрафы ПФР регламентированы новой ред. ФЗ № 27 от 01.04.1996 г.

По СЗВ-М и ежегодному отчету в случае непредставления, несоблюдения сроков предоставления отчетности, а также, если была предоставлена неполная или недостоверная информация, штраф составит 500 руб. по каждому застрахованному лицу. Если будут нарушения в порядке сдачи электронной отчетности штраф составит 1000 рублей.

В 2017 году увеличится перечень административной ответственности, которая также будет распространяться на ответственных лиц.

С 2017 года все проверки по страховым взносам будут осуществляться налоговыми органами по тому порядку, по которому сейчас проходят проверки по налоговым платежам.

Обособленные подразделения организаций, производящие выплаты физлицам, должны будут самостоятельно представлять отчетность и производить уплату страховых взносов в территориальное отделение ФНС.

Уточненные расчеты за период до 01.01.2017 года необходимо предоставлять в ПФР и ФСС;

Излишне уплаченные взносы, пени, штрафы до указанного периода будет возвращать ПФР;

Взыскивать задолженность будет ФНС (особо важно учесть, что ФНС для взыскания задолженности с плательщика может заморозить счет).

Что изменилось в 2016 году

Основные изменения в 2016 году были внесены ФЗ № 243.

Так, исходя из текста ФЗ № 243:

  • в НК РФ была добавлена новая Глава 34;
  • ФСС будет продолжать контролировать расходы на выплату страх. денежного обеспечения по временной неспособности к труду и в связи с беременностью (ВНиМ);
  • анализ расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ, на основе информации из налоговой инспекции, будет осуществляться ФСС в порядке, который установлен 125-ФЗ от 24 июля 1998 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 125);
  • утвержден новый порядок межведомственного взаимодействия между ФСС и ФНС в части заявленных страхователем доходов по ВНиМ.

Плюсы и минусы администрирования страховых взносов ФНС

Согласно позиции представителей социальной и экономической сферы, передача контроля за СВ от внебюджетных фондов к налоговикам имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

  • уменьшается “бумажная волокита” – вместо предоставления отчетности в несколько контролирующих структур, нужно отчитываться только перед одной;
  • повышается “прозрачность” налоговой истории физлиц, так как данные по налоговым сборам и СВ объединены в одном месте;
  • уменьшается общая сумма задолженности плательщиков за счет повышения качества администрирования;
  • сокращается число проверок в связи с уменьшением контролирующих структур.

Минусы:

  • сокращение штата работников ФСС, ФОМС и ПФР;
  • необходимость набора и профессионального обучения новых сотрудников ФНС;
  • нарушение уже выработанной годами системы уплаты страховых взносов – теперь плательщикам придется “привыкать” к новым правилам.

Нюансы

Помимо поправок, введенных в действие ФЗ № 243, существуют еще и изменения, внесенные ФЗ № 250, а именно:

  • в 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года “Об обязательном…” были внесены поправки, сохранившие за ФСС права проводить камеральные проверки корректности и обоснованности расходов на осуществление выплат страх. денежного обеспечения по ВНиМ;
  • в ФЗ № 125 были внесены поправки относительно администрирования налоговой инспекцией СВ на соцстрахование от несчастных событий на производстве, в частности, добавились новые главы – “Обеспечение исполнения…страховых взносов”, “Ответственность за совершение нарушений…” и др.
Еще по теме  Нужен ли полис ОСАГО при покупке или продаже автомобиля? Разбираемся в вопросе

Начисление пени и штрафов

Согласно ч. 1 ст. 421 НК РФ, базой для исчисления СВ для учреждений и ИП считается размер выплат и прочих вознаграждений, подлежащих обязательному соцстрахованию (ч. 1 ст. 420 НК РФ), начисленных в отношении индивидуально определенного гражданина с начала расчетного периода возрастающим итогом.

Страховые взносы не уплачиваются с заработков, которые указаны в ст. 422 НК РФ, к примеру:

  • с государственных пособий (например, с пособия по безработице);
  • с компенсационных выплат (к примеру, связанных с возмещением вреда, с оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия и др.).

За неуплату налогов или СВ устанавливается штраф в размере 20 % от суммы долга (если база была занижена или неверно исчислена).

Если докажут, что неуплата была совершена умышленно, штраф будет вдвое больше – 40 % с суммы (ст. 122 НК РФ).

Судя по ч. 4 ст. 75 НК РФ, с 1 окт. 2017 поменялись правила осуществления расчета пеней.

Теперь по долгу, возникшему после 1 октября 2017 года, размер неустойки будет зависеть от временного периода просрочки:

  1. Если до 30 дней включительно:
  1. Если свыше 31 дня, то пени за 1-30 дни рассчитываются так:

Ведение отчетности

Исходя из ч. 7 ст. 431 НК РФ, плательщики СВ, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам, обязаны предоставлять единый расчет не позднее 30-го числа того месяца, который идет за расчетным временным периодом.

Судя по ч. 1 ст. 423 НК РФ, расчетным временным интервалом признается 1 календарный год.

Расчет предоставляется в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения учреждения или его обособленного подразделения.

Коды бюджетной классификации

Оплатить страховые взносы может как сам плательщик, так и иное лицо.

Изменения в кодах бюджетной классификации коснулись уплаты платежей в счет временной неспособности к труду гражданина. При взносах на “травматизм” КБК не поменялся. В поле 101 “Статус плательщика” теперь ставится 01, вместо 08, как было раньше.

Вид СВ КБК
На ОПС 18210202010061010160
ВНиМ 18210202090071010160
ОМС 18210202101081013160
На ОПС “за себя” (для самозанятого населения) 18210202103081013160
Вид СВ КБК
За сотрудников, работа которых связана с вредностью (доп. тариф не зависит от итогов специальной оценки) 18210202131061010160
За сотрудников на вредных условиях (доп. тариф зависит от итогов специальной оценки) 18210202131061020160
За сотрудников, осуществляющих деятельность в тяжелых условиях (дополнительный тариф не зависит от результатов специальной оценки) 18210202132061010160
За работников, занятых на тяжелых условиях (дополнительный тариф зависит от результатов специальной оценки) 18210202132061020160
На “травматизм” 39310202050071000160

Чего изменения не коснуться

Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, не коснулись:

  • объекта обложения СВ;
  • категорий плательщиков;
  • тарифов на ОМС;
  • фиксированного платежа для ИП;
  • срока оплаты взноса;
  • предельной базы для исчисления.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Оцените статью
Страхование
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.