Страховые случаи по ОСАГО

Виды страхования

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Общие понятия

Страховой случай – ответственность гражданина, наступившая в результате причинения вреда имуществу, жизни или здоровью человека, когда тот находился за рулём автомобиля при помощи собственного транспортного средства, если оно было застраховано. Обстоятельства, в результате которых пострадавший имеет право получить возмещение вреда и отремонтировать свой автомобиль за счёт собственной страховой компании или компании виновника, прописаны в том же федеральном законе. В нём так же содержится список нестраховых случаев. Рассмотрим подробнее признаки и виды страховых случаев.

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

Нестраховые случаи

Если у ДТП есть следующие признаки, то страховая компания обязана возместить ущерб и направить на ремонт авто:

  • Есть второе действующее лицо в аварии, которое виновато в происшествии. В инциденте должно быть минимум 2 участника, которые несут гражданскую ответственность: виновник и пострадавший.
  • Виновное лицо имеет действующий договор ОСАГО на автомобиль. Автомобиль при этом был использован на одной из дорог или прилегающей к ней территории, которая предназначена для езды.

Приведём наиболее частые примеры аварий, которые являются страховым случаем:

  • Водитель не справился с управлением на скользкой дороге и врезался впередистоящий автомобиль;
  • При выезде с парковки водитель автомобиля задел рядом стоящую машину.

Примеры аварий, которые не являются страховыми случаями:

  • Обстоятельства не позволяют найти или зафиксировать виновника аварии, тот скрылся с места ДТП. Владелец вышел из дома и обнаружил на крыле автомобиля царапину или другие повреждения.
  • На машину упало дерево, когда она стояла во дворе дома.

Обязательной компенсации подлежат следующие ситуации:

  • пешеход, переходивший дорогу в положенном месте на зелёный сигнал светофора или по пешеходному переходу, был сбит автомобилем;
  • застрахованное транспортное средство пострадало в результате аварии;
  • кроме машины есть пострадавшие люди;
  • в результате столкновения пострадало имущество, например, был повреждён груз.

Всегда внимательно читайте договора КАСКО и ОСАГО, если есть какие-то вопросы, вы всегда можете получить на них ответ у менеджера страховой компании, который оформляет полис.

Какие ситуации нельзя отнести к страховому случаю:

  • Если груз может причинить вред при перемещении или сам является ценностью, то он страхуется отдельно. Вред, причинённый грузом, не подлежит компенсации.
  • Если у виновника отсутствует страховой полис ОСАГО.
  • В случае, когда пострадавший выполнял служебные обязанности. Страхование жизни и здоровья производится работодателем.
  • Возмещение морального вреда или упущенной выгоды может быть востребовано через суд с виновника, страховщик не оплатит эти затраты.
  • Виновником аварии или нанесённого ущерба стал человек, который нанёс ущерб собственными действиями против автомобиля пострадавшего (разбил, поцарапал).
  • Вред нанесён в результате неправильной эксплуатации транспортного средства (гоночные соревнования, дрифт, обучение вождению).
  • Вред причинён погрузочно-разгрузочными работами.
  • Если нанесён вред антиквариату, объектам архитектуры или литературы, предметам роскоши, драгоценностям или деньгам, то компенсация может быть востребована через исковое заявление в суде.

Данные обстоятельства не подходят под критерии страхового случая. Страховщик рассмотрит данное заявление и вынесет отказ по выплатам или ремонту на законных основаниях.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.
Еще по теме  На сколько подорожали полисы ОСАГО в 2020 году: почему подорожали полисы ОСАГО в 2020 году, где купить дешевле?

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Если виновника ДТП нет в полисе

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Еще по теме  НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАХОВОГО НАДЗОРА В РОССИИ

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

ОСАГО на парковках и во дворах

Именно поэтому нужно соблюдать правила и быть осторожным везде. Если вы не смогли разъехаться с другой машиной во дворе или же неаккуратно припарковались, то пострадавший автовладелец имеет полное право на получение выплаты по ОСАГО.

Важно! В любом автопроисшествии, при обращении в страховую, неизменным остаётся пакет документов. Если возиться с документами не хочется, можно попробовать договориться о компенсации на месте. Так как повреждения редко бывают серьёзными при неаккуратной езде во дворах, пострадавший водитель зачастую соглашается на объективно предложенные условия возмещения ущерба. Это намного быстрее решит ситуацию, и бюджет не пострадает.

Если же ни один из автомобилей не находится в движении, то повреждения нанесённые в это время должны попадать под условия дополнительного страхования. К такой ситуации можно отнести неаккуратное открытие одной из дверей машины, в результате чего вторая было поцарапана. В такой ситуации страховая компания откажет в выплате.

Для того чтобы получить компенсацию при страховом случае необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Остановить машину, заглушить мотор и включить аварийные огни.
  • Проверить, требуется ли кому-то из пострадавших первая медицинская помощь. В случае необходимости вызвать Скорую.
  • Если жертв и пострадавших нет, то вызвать аварийного комиссара или самостоятельно составить Европротокол (если сумма предполагаемого ущерба менее 100 тысяч). Если есть пострадавшие, вызываем сотрудников ГИБДД.
  • Если при заключении договора страхования, был указан обязательный звонок страховщику в случае ДТП, то оповещаем страховую.
  • Передвигать автомобили до фиксации повреждений и места ДТП запрещено, даже если они мешают движению других машин.
  • Фотографируем повреждения, снимаем видео по ДТП. Ищем возможных свидетелей, берём их показания или контакты для связи.
  • Аварийный комиссар, инспектор ГИБДД или водитель заполняет схему ДТП. После этого предоставляем другим автомобилям возможность проезда.
  • Заполняем все документы по аварии, проверяем внимательно все данные и расписываемся. Если виновник не установлен, то с фото и видеоматериалами обращаемся в ближайший пункт ДПС, где инспектор установит виновника и выдаст все документы для страховой компании.
  • С документами обращаемся к страховщику. Для этого у вас есть 5 рабочих дней. С собой берём: протокол ДТП и схему ДТП, страховой полис, паспорт заявителя, водительские права, чеки, подтверждающие дополнительные расходы (эвакуация, оплата стоянки).
  • В офисе страховщика заполняем заявление на страховой случай. Если вместо вас идёт другой человек, то предоставьте ему нотариально заверенную доверенность на право принимать за вас выбор и совершать действия по страховому случаю.
  • Если была проведена дополнительная независимая экспертиза, то берём с собой заключение специалиста. Важно! Виновник аварии тоже должен быть заблаговременно оповещён о дате экспертизы.

Ремонт без обращения в страховую компанию проводить запрещено. В этом случае компенсация не будет выплачена, а затраты на ремонт лягут на владельца.

Если по особым обстоятельствам вам положена выплата в денежной форме, то приносим номер расчётного счёта из банка. В приоритете ремонт автомобиля в сервисах автостраховщика и дружественных ему фирмах.

После того как все документы будут приняты, у страховщика есть до 20 дней с момента заявления о страховом случае на вынесение итогового решения по выплатам и направлению на ремонт авто. Если возникли спорные вопросы, то всегда можно защитить свои интересы в суде.

Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Еще по теме  Калькулятор ОСАГО онлайн 2020 - расчет стоимости и покупка полиса е-ОСАГО

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию.

Если машина на гарантии

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Компенсация за утрату товарной стоимости

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Оцените статью
Страхование
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.