НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАХОВОГО НАДЗОРА В РОССИИ

Виды страхования

История ФССН

Становление рыночной экономики и стремительное развитие финансового рынка затронуло страховую деятельность. Формирование страхового рынка связывают с 17 в., при этом становление страхового надзора связывают с учреждением страхового комитета в 1894 г.

Толчок в развитии страхования после распада СССР повлек за собой и формирование органов надзора, в частности, на основании Указа Президента РФ от 10.02.1992 г. был образован Госстрахнадзор России. Впоследствии после реорганизации возникла Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, за которой закрепилась аббревиатура Росстрахнадзор.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Изменения в структуре госорганов, проводимые в 1996 г., затронули и надзор в сфере страхования. Был образован специальный департамент при Министерстве финансов РФ, в деятельность которого входило осуществление контроля и надзора за страховщиками. Дальнейшие изменения наименования органа в ФССН и ФСФР по сути были первыми шагами в упразднении госоргана, которое произошло в 2013 г. и связано с передачей всех функций по страховому и финансовому надзору Банку России.

Федеральная служба страхового надзора была не первым органом, контролирующим рынок страхования в стране. Первая федеральная служба была основана в 1894 году – это был страховой комитет при МВД.

телефон

В 20 веке в 1925 году Президиум ЦК КПСС утвердил образование нового федерального комитета – Госстраха, который позднее был переименован в Росстрахнадзор. Страхование в СССР нельзя назвать прогрессивным, поэтому надзорное ведомство просуществовало 71 год. Структуру реорганизовли лишь спустя 5 лет после распада Советского Союза и образования нового государства.

С 1996 года в государстве начинает формироваться фундамент страхования. В 1996 году полномочия федерального регулятора передаются Департаменту страхового надзора при Минфине. Это предшественник Федеральной службы страхового надзора. В 2004 году появился новая структура – ФССН.

С момента основания и до упразднения федеральная организация занималась:

  • Контролем над соблюдением законодательства РФ. Один из методов заключался в проверке наличия лицензии и срока действия разрешения.
  • Контролем в сфере лицензирования страховщиков. Федеральная служба страхового надзора выдавала и аннулировала лицензии, накладывала ограничение и приостанавливала их действие. Аналогичные функции надзора связаны с выдачей и отменой квалификационных аттестатов. Подробнее о том, что делать в случае отзыва лицензии у страховщика, читайте на нашем портале.
  • Регулированием деятельности страховщиков: соблюдением законодательства, сроков предоставления отчетности, финансовых условий.
  • Проверкой бухгалтерской и иной отчетности страховых компаний и сроков представления документов.
  • Выдачей указаний страховщикам при несоблюдении требований законодательства РФ, нарушения сроков предоставления отчетности и экономических требований (достаточность капитала и активов).
  • Помощью в стабилизации финансового состояния страховых компаний. Начальный этап – назначение временного руководства, далее – финансовая поддержка, субсидирование, иногда –  реорганизация.
  • Судебными разбирательствами со страховщиками, нарушающими законодательство РФ.
  • Участием в развитии страхового дела в РФ, обобщением и систематизаций сведений о страховщиках и рынке в целом, популяризацией страхования в стране.

В 2011 году в России началась реорганизация экономического рынка. Полномочия контроля перешли к регулятору и частично ФСФР. Но присоединение к ФСФР не было первоначальной целью.

Изначально Медведев предложил упразднить ФСФР и создать новую организацию – Федеральную финансовую службу (ФФС). ФФС должна была объединить в себе полномочия ФСФР и заниматься контролем на базе предыдущей государственной структуры – ФССН. Но в январе 2011 года в Минфине не поддержали инициативу. Тогда Медведев выдвинул новый проект, предусматривающий упразднение ФССН и передачу полномочий ФСФР и Минфину.

В результате реорганизации ФСФР оставили название и основные функции, структура осталась в ведении Министерства финансов РФ. Но нормотворческие функции фактически осуществлял Банк России, который в 2011 году постепенно становился мегарегулятором.

Упразднение

В 2011 году действующий надзорный орган был упразднен. Причиной упразднения является изменение концепции экономического рынка России. С 2011 года Д.А.Медведев продвигал идею создания единого объекта – мегарегулятора. В основе идеи была реорганизация ведомств, укрупнение действующей структуры и упразднение 70% организаций.

После упразднения ФССН в 2011 году мегарегулятор исполнял надзор в страховом деле, частично разделяя функции с ФСФР. В 2013 году Центробанк стал единственным надзорным ведомством страны и продолжает выполнять контролирующие функции в 2020 году.

Еще по теме  Как сэкономить на страховании автомобиля

Осуществление надзора некоммерческими организациями

Право по осуществлению страхового контроля и надзора возложено на некоммерческие организации, деятельность которых строго регламентирована законодательством.

Их правомочия направлены на надзор за страховыми компаниями при заключении отдельных видов договоров, например:

  • РСА при заключении ОСАГО;
  • НССО при заключении договоров страхования опасных объектов

Первый орган страхового надзора появился в Российской империи в 1894 году, когда в структуре Министерства внутренних дел в составе хозяйственного департамента был учреждён особый страховой отдел и при нём — страховой комитет[2].

Сразу после Октябрьской революции 1917 годасоветская власть взяла под свой контроль отдельные виды страхования, главным образом социального и медицинского, которые проводились до революции через страховые больничные кассы. 29 ноября 1917 года Народный комиссариат труда утвердил «Положение о страховом совете»[3] — коллегиальном органе для «заведыванія всеми делами, относящимися къ страхованію рабочихъ», который становился прообразом органа страхового регулирования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

А 16 декабря 1917 года выходит новое «Положение о страховых присутствиях»[4], которым оформлялась децентрализованная (региональная) система страхового надзора за деятельностью рабочих больничных (страховых) касс. Однако попытки обеспечить определённую преемственность предпринимались только в этих социальных видах страхования, которые себя очень хорошо зарекомендовали до революции и в которых за счёт отчислений рабочих-пролетариев были накоплены значительные средства.

Одновременно советская власть ввела контроль за прочими (коммерческими) страховыми операциями, а в 1918 году и вовсе запретила страхование, национализировав все страховые компании. В 1925 году, помимо Госстраха, страховые операции были разрешены для обществ взаимного страхования, при этом функции страхового надзора осуществляло Главное управление Госстраха.

Федеральная служба страхового надзора

В 1989—1992 годах создаются первые первые негосударственные страховые компании («АСКО»[5], «Россия», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия» и другие), лицензии им выдавало Министерство финансов РСФСР на основании временного положения о лицензировании[6],[7], одновременно возникла задача организации контроля их деятельности со стороны государства.

Госстрахнадзор

В сентябре 1992 года, в рамках реструктуризации органов исполнительной власти, очередным указом президента Государственный страховой надзор реорганизован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) [11]. В апреле 1993 года, после принятия Закона об организации страхового дела, выходит очередной указ — о преобразовании Федеральной инспекции по надзору за страховой деятельностью в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (сокращенное название сохранилось при этом прежнее — Росстрахнадзор)[12].

  • выдаёт страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • осуществляет лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • организует проведение аттестации на право аудита страховщиков;
  • ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;
  • осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховщиков;
  • устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности о страховой деятельности;
  • устанавливает нормативные размеры соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика;
  • разрабатывает и утверждает по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Росстрахнадзора:
    • нормативные документы, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;
    • методические документы, в том числе методику расчёта соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика, методику расчёта ставок страховых взносов и типовые правила страхования;
  • обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании;
  • устанавливает — по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике — план счетов и правила бухгалтерского учёта, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности страховщиков, а также сроки публикаций страховщиками годовых балансов, счетов прибылей и убытков;
  • рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.

Был введен перечень мер воздействия (санкций) к страховщикам — нарушителям : выдача предписания, приостановка лицензии на право страхования, отзыв лицензии, обращение в суд с иском о ликвидации страховой организации.

В августе 1996 года проходит очередное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и функции органа страхового надзора передаётся Департаменту страхового надзора Минфина РФ[15][16]. К этому моменту выдано уже почти 3000 лицензий страховым компаниям и медицинским страховым организациям[17].

Спустя почти два года Минфин утвердил Положение о Департаменте страхового надзора[18]. Такая продолжительная пауза в большой степени была вызвана тем, что назначенный в 1996 году начальник Департамента Валерий Сухов (ранее несколько лет проработавший заместителем руководителя Росстрахнадзора) в мае 1998 года перешел на должность генерального директора «Росгосстраха» (и годом позже трагически погиб в авиакатастрофе в Абхазии)[19] и руководство было поручено Илье Ломакину-Румянцеву, ранее в системе страхового надзора не работавшему.

  • Бугаев, Юрий Степанович (рукодитель Госстрахнадзора, затем — Росстрахнадзора, 1992—1996 годы)[20];
  • Сухов, Валерий Алексеевич (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 1996—1998 годы)[21];
  • Ломакин-Румянцев, Илья Вадимович (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 1998—2000 годы)[22];
  • Пылов, Константин Иванович (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 2000—2004 годы)[23].

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства финансов и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

Еще по теме  Страховые взносы для ИП с 2020 года

Образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

За все время работы ФССН было отозвано более 960 страховых лицензий[24], число субъектов страхового рынка сократилось почти вдвое с более 1400 компаний в марте 2004 года до примерно 770 компаний в марте 2011 года[25].

Руководители ФССН

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАХОВОГО НАДЗОРА В РОССИИ

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР[26],[27]. Практически одновременно с присоединением страхового надзора к ФСФР у неё поменялся руководитель — занимавший этот пост с мая 2007 по апрель 2011 года Владимир Миловидов уступил его Дмитрию Панкину[28].

За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий[24].

Некоторые специалисты крайне негативно оценивали результаты присоединения ФССН к ФСФР [30].

  • Жук, Игорь Николаевич (лицензирование, региональные инспекции)[31]
  • Пилипец, Олег Олегович (мониторинг и отчётность)[32]
  • Бондарева, Юлия Эдуардовна (вопросы надзора)[33]

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ. Проект создания финансового мегарегулятора был запущен ещё 4 марта 2011 года, когда президент Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка»[34],[35].

24 июля 2013 года президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»[36].
В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору была передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова[37].

Надзор в страховании сегодня

Согласно п.3 ст.30 закона от 27.11.1992 №4015-1, действующим надзорным органом в государстве является Центробанк. Федеральный орган занимается:

  • Контролем над соблюдением законодательства.
  • Выявлением нарушений участниками страхового рынка и их устранением. Центробанк назначает предписание, если компания не соблюдает требования законов России. При несоблюдении санкции ужесточаются. Следующий этап – временное руководство, назначенное регулятором. Если и эти меры бессильны, то Банк России может отозвать лицензию.
  • Защитой прав и интересов клиентов страховых компаний и страховщиков, иных субъектов отношений и государства. Регулятор следит за всеми участниками рынка, предоставляя защиту на федеральном уровне.
  • Развитием экономики. Принятие новых законопроектов, изменений действующих актов в страховом деле невозможно представить без предварительного ознакомления и одобрения инициативы федерального надзорного органа.
  • Предупреждением финансовой неустойчивости страховщиков. Цель Центробанка – не только выявлять нарушения, но и сохранить стабильность рынка путем восстановления финансового благополучия социально значимых страховых организаций.

Выводы

Деятельность надзорного органа открытая, посмотреть результаты надзора Банка России в сфере страховых услуг граждане РФ могут в официальных источниках СМИ (на сайте Центробанка, например).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Федеральная служба страхового надзора предшествовала Банку Росси в сфере контроля над страховым делом. Важное по теме:

  • Орган был основан в 2004 году и выполнял свои функции до 2013 года.
  • Полномочия ФССН были те же, что и у действующего надзорного органа.
  • До упразднения (2013 год) службу присоединили к ФСФР (2011 год).
  • В связи с реорганизацией финансового рынка страны в 2013 году полномочия надзора в страховании перешли к Банку России.
Еще по теме  Справка о ДТП форма 154-1 для страховой компании 2020

Примечания

  1. Страховой надзор // Страховой бизнес: Словарь-справочник / Сост. Р.Т.Юлдашев. — Москва: Анкил, 2005. — С. 349. — 832 с. — ISBN 5-86476-159-1.
  2. А. И. Райлян.Обзор нормативно-правового регулирования страхового дела в Российской империи (неопр.). «Адвокатская практика» (20 мая 2005). Дата обращения 22 февраля 2014.
  3. «Положеніе о Страховомъ Совете» (утв. НКТ РСФСР 29.11.1917)
  4. «Положеніе о страховыхъ присутствіяхъ»
  5. Орцомадзе, Маргарита.Страховое чутье. Как нестандартные решения сделали Александра Сосиса самым известным страховщиком страны (неопр.). «Форбс Украина» (14 января 2014). Дата обращения 14 января 2014.
  6. Министерство Финансов РСФСР. Временное положение от 10 июня 1991 года «О порядке лицензирования страховой деятельности на территории РСФСР»
  7. Реестр страховых компаний, получивших лицензии в Минфине РСФСР в 1991-92 годах
  8. Указ Президента РФ от 10.02.92 № 133 «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 июля 2014.Архивировано 5 марта 2016 года.
  9. Указ Президента РФ от 30.07.1992 № 808 «Об утверждении положения о Государственном страховом надзоре Российской Федерации»
  10. Рынок страховых услуг в России (неопр.). «Обозреватель», №4-6/1993 (3 ноября 1993). — Ситуация на рынке страховых услуг в России характеризуется разрушением монополии государства на этот вид деятельности и активным образованием новых коммерческих структур. По данным Росстрахнадзора, к концу 1992 года в России действовало 686 зарегистрированных страховых организаций, и ещё 460 организаций подали заявки на лицензирование. Дата обращения 4 февраля 2014.
  11. Указ Президента РФ от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти»
  12. Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439  «О приведении указов Президента Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации „О страховании“»
  13. Постановление Правительства РФ от 19.04.1993 № 353 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью»
  14. Постановление Правительства РФ от 24.10.1994 № 1196 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью»
  15. Указ Президента РФ от 14.08.1996 № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  16. Департамент страхового надзора Министерства Финансов Российской Федерации // Страховой бизнес: Словарь-справочник / Р.Т.Юлдашев. — Москва: Анкил, 2005. — С. 140. — 832 с. — ISBN 5-86476-159-1.
  17. Реестр страховых организаций, март 1996 года
  18. Приказ Минфина РФ от 13.07.1998 № 124 «Об утверждении Положения о Департаменте страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации»
  19. Миледин, Павел, Малкова, Ирина.Как рос «Госстрах» (неопр.). «Forbes» (2012-01-11 11.01.2012). Дата обращения 25 января 2014.
  20. Бугаев Юрий Степанович, публикации в СМИ
  21. Сухов Валерий Алексеевич, публикации в СМИ
  22. Ломакин-Румянцев Илья Вадимович, публикации в СМИ
  23. Пылов Константин Иванович , публикации в СМИ
  24. 123Динамика отзыва лицензий – по годам, кварталам и месяцам
  25. Общее число субъектов страхового дела, включенных в реестр ФССН/ФСФР (на дату публикации реестра)
  26. Указ Президента Российской Федерации N 270 от 4 марта 2011 года «О мерах по совершенствованию государственного регулирвания в сфере финансового рынка Российской Федерации»
  27. Страховой надзор передаётся в ведение ФСФР (неопр.). «Финмаркет» (4 марта 2001). — Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка. Дата обращения 18 апреля 2014.
  28. Голикова, Елизавета; Мазунин, Александр; Смородская Полина.Владимир Миловидов выслужился (неопр.). «Коммерсантъ» (30 марта 2011). — Регулирование финансового рынка будет делегировано выходцу из Минфина — глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов подал в отставку, а кресло руководителя ведомства, которому недавно были переданы функции страхового надзора, может занять замминистра финансов Дмитрий Панкин. Дата обращения 18 апреля 2014.
  29. Путин назначил 3 новых замглавы ФСФР и переназначил Синенко (неопр.). «РИА Новости» (4 августа 2011). — Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжения о назначении четырех заместителей руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России — на эти должности назначены замглавы упраздняемого Росстрахнадзора Олег Пилипец, вице-президент «Росгосстраха» Игорь Жук и руководитель департамента по контролю за финансовыми рынками ФАС Юлия Бондарева, а также действующий заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко. Дата обращения 18 апреля 2014.
  30. Дорожкина, Дарья.Виктор Лисин: Страховой надзор в России практически уничтожен (неопр.). «Самарское обозрение» (20 мая 2013). — В конце мая пост заместителя главы РО ФСФР по ЮВР покинет Виктор Лисин, более 15 лет являвшийся ключевой фигурой страхового надзора в регионе. На прошлой неделе чиновник сообщил, что принял решение об отставке и с 1 июля по собственному желанию покинет ведомство. Почему чиновник принял решение покинуть свой пост? Что изменилось в инспекции после присоединения к службе по финансовым рынкам? На эти и другие вопросы ответил «СО» сам Виктор Лисин. Дата обращения 21 апреля 2014.
  31. Жук, Игорь Николаевич - пресс-портрет, биография
  32. Пилипец, Олег Олегович - пресс-портрет, биография
  33. Бондарева, Юлия Эдуардовна - пресс-портрет, биография
  34. Как создавался финансовый мегарегулятор (неопр.). «Коммерсантъ» (23 мая 2013). — Планы по созданию единого ведомства для надзора за финансовыми рынками появились в первой половине 2000-х. В ноябре 2003 года создание мегарегулятора обсуждалось на заседании правительства, по итогам которого Минфину, Минэкономразвития и другим ведомствам было поручено «представить свои предложения» по этому вопросу. Дата обращения 22 августа 2017.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»
  36. Владимир Путин подписал закон о мегарегуляторе (неопр.). «ТАСС» (24 июля 2013). — Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Дата обращения 21 августа 2017.
  37. Швецов будет курировать семь департаментов ЦБ РФ до конца января 2017 года, Банки.ру. Дата обращения 22 августа 2017.
Оцените статью
Страхование
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.