Как рассчитать УТС онлайн

Виды страхования

Общие положения новой методики по расчету утраты товарной стоимости

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.

В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста: «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.

2015) УТС — Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

VЁp╧е┴JШъMш╕┬1щЕR╥╥≥jrp╤яx6rqx4в8кb L/8ёh²СЫq9Аr*У2u]ЮсLвЩ1▌’╒P°Х▌U├ДM╗√▀┌lY▀{amp}amp;жЁХBё.Тв╛8-Х┌%⌡Ж╝Dо╨hn╢╙»k╫oO1.

Как рассчитать УТС онлайн

Для расчета утраты товарной стоимости по ОСАГО применяются три основных метода: 

  • Метод Минюста России
  • Метод руководящего документа
  • Метод Хальбгевакса

Экспертные компании РФ в основном руководствуются схемой расчетов УТС по методике Минюста. По ней эксперты руководствуются двумя параметрами:

  1. Стоимостью автомобиля после полученного вреда в результате ДТП;
  2. Рыночной стоимостью автомобиля данной марки, одинакового возраста, не бывшего в ДТП.

(C = S * sum K_{i} / 100)

где: С – часть стоимости, которую потеряло транспортное средство в результате автопроисшествия;

S – рыночная стоимость транспорта с указанными параметрами до аварии;

К – коэффициент, рассчитанный аналитиками после исследования повреждений автомобиля, полученных в ДТП.

Индивидуальный коэффициент для данного транспорта выводится при соблюдении следующих условий:

  • Значение исходного коэффициента снижается на 20%, если замене подлежат сваренные между собой конструкции;
  • Ремонт съемного элемента автомобиля не должен быть выше его стоимости;
  • Если в процессе ремонта транспорта устраняются дефекты не связанные с ДТП, исходный коэффициент снижается на 50;
  • На стоимость авто влияет необходимость покраски или перекраски кузова автомобиля.

Как рассчитать УТС онлайн

Методика Хальбгевакса предлагает более простую схему расчета УТС, она практикуется в странах Европы. Она не применяется, если автомобиль попадал в ДТП два или более раза.

УТС = (К-100)х(ЦР СО)

где К – рассчитанный исходный коэффициент УТС

ЦР – рыночная стоимость машины с поправкой на износ за время эксплуатации

СО – общая сумма затрат на восстановление автомобиля после ДТП

  • Показатель А = (СО/ЦР)х100%
  • Показатель В = (СР/ЦМ)х100%

Величины показателей трактуются следующим образом:

  • Показатель 10 ≤ А ≤ 90 означает, что  стоимость ремонта незначительна в сравнении с ценой автомобиля на рынке. То есть, размеры УТС будут настолько малы, что не оправдает затрат на проведение исследований и определение необходимых показателей.

Если вычисленный показатель А превысит 90%, это показывает на огромные затраты на ремонт, они могут превысить стоимость автомобиля, поэтому в этом варианте будет актуальным получение страхового возмещение по полной утрате транспорта

  • Показатель В≥40 означает что расходы на материалы и необходимые детали значительно ниже расценок выполненного ремонта.

По приложенным к руководству таблицам, на основании полученных данных, определяется коэффициент К.

Расчет по схеме руководящего документа считается наиболее сложным. При ней общая сумма УТС складывается из стоимости отдельных деталей и частей автомобиля, которые потребовали восстановления после ДТП. Таким расчетом специалисты экспертной службы пользуются в исключительных случаях и используют данные вычислений по руководящему документу только как справочную информацию.

Под товарной стоимостью автомобиля
понимается цена, за которую машину можно реально продать на рынке. Конечно, это
очень условный показатель, так как он зависит от региона регистрации ТС,
состояния рынка спроса и предложения, массовости или уникальности машины. Даже
незначительное повреждение авто при ДТП влияет на товарную стоимость
автомобиля, так как  ремонт никогда не
приведет к восстановлению исходных характеристик.

При расчете выплат по ОСАГО утрата
товарной стоимости автомобиля является одной из ключевых проблем:

  • в
    Законе № 40-ФЗ и Правилах ОСАГО содержаться очень расплывчатые формулировки для
    расчета УТС;
  • большинство
    страховых компаний всегда отказывают в возвещении утраты товарной стоимости,
    даже если в экспертном заключении сделан объективный расчет;
  • при
    рассмотрении спора в суде также возникают проблемы, так как единая методика ЦБ
    РФ не содержит правил расчета УТС.

Если для «древней» подержанной
машины утрата товарной стоимости не столько критична, то для новых авто разница
в цене может составлять десятки и сотни тысяч рублей.

Как рассчитать УТС онлайн

Чтобы упорядочить правила расчета УТС,
Центробанк разработал единую методику для расчета размера утраченной товарной
стоимости при определении размера возмещения по ОСАГО. Если у вас нет желания
изучать весь проект, можно ограничиться общими принципами новой методики:

  • согласно
    проекту, УТС будет рассчитываться для автотранспорта в поврежденном или отремонтированном
    состоянии (при возможности установить степень повреждения после проведения
    ремонта);
  • величина
    УТС при повреждении авто рассчитывается как произведение стоимости ТС на момент
    повреждения на частное от деления коэффициента УТС, определенного по методике,
    на 100% (ниже приведем все формулы, по которым будет рассчитываться УТС);
  • в
    проекте методики регламентирован перечень оснований, при которых обязательно
    рассчитывается УТС, а также ситуации, когда это не допускается.

Важно, что Центробанк предлагает
обновить Справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часов
работ (далее по тексту – Справочники) при определении размера расходов на
ремонт. Такие ценовые показатели будут указываться  с учетом границ субъектов РФ или экономических
регионов.

Ниже детально разберем все положения проекта, поскольку вероятность его утверждения практически равна 100%.

На данный момент существует
неопределенность в порядке применения действующей методики расчета для ОСАГО.
Оценщики страховой компании идет строго по нормативным требованиям, тогда как
частные автоэксперты ссылаются на рыночные цены. Суды в равной степени могут
выносить решения в пользу страховщика или потерпевшего, так как единая методика
абсолютно не соответствует действительности.

Новая методика должна обязательно
применяться:

  • страховыми компаниями или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют размер затрат на восстановление, стоимость авто, стоимость годных остатков при полной гибели машины, УТС, и и выплачивают страховое возмещение ОСАГО;
  • экспертами-техниками и экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы ТС;
  • судебными экспертами при проведении судебной экспертизы ТС.

Как видно из формулировок, значение
новой методики существенно шире, чем раньше. Она будет обязательно применяться в
целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) размера
расходов на ремонт, стоимости авто или годных остатков при полной гибели ТС, объективного
расчета УТС по ОСАГО.

Судя по всему, независимые эксперты не смогут отступать от единой методики при составлении отчета. Это однозначно устранит неопределенность и разночтение нормативных актов.

Основания для возмещения УТС

Возмещение УТС страховой фирмой возможно только при наличии определенных условий:

  • УТС произошла в результате ДТП или иного обстоятельства, например, ремонта, падения дерева и т. д., являющегося страховым случаем по договору КАСКО;
  • возраст ТС:
    • отечественного автопрома не старше 3 лет,
    • иностранного – не старше 5 лет;
  • износ ТС:
    • отечественное авто – не более 35 %,
    • иностранного – не более 40 %;
  • пробег:
    • российское авто – не больше 50000 км,
    • иномарка – не более 100000 км.
Еще по теме  Заявление о страховом случае ОСАГО с образцом, а также информация о том, какие еще документы нужны для оформления

При этом нужно обратить внимание, нет ли в страховом договоре пункта о том, что СК не обязана компенсировать УТС. Если такой пункт указан, то требовать проведения выплат не имеет смысла.

Как выплачивается УТС по ОСАГО

Порядок выплаты УТС по ОСАГО такой же, как и для других видов ущерба. Чтобы ее получить, необходимо провести расчет компенсации и предоставить результаты с подтверждающими документами в страховую компанию, в которой был застрахован виновник аварии. Желательно перед этим сделать фото повреждений и собрать данные ГЛОНАСС (если есть)

При проведении оценки УТС непосредственно у страховщика размер выплаты часто занижается — он может составлять до 20% от реального размера ущерба. Поэтому проводить оценку стоит у независимых экспертов, которые смогут объективно рассчитать ущерб и компенсацию.

Все замечали, что на торговых интернет-площадках практически новый автомобиль может стоить в десятки раз дешевле, чем купленный с автосалона. Конечно, читая объявление мы поймем, что машина участвовала в мелком ДТП или серьезной автокатастрофе, но ее восстановили и предали изначальный вид.

Оформить Осаго онлайн {amp}gt;{amp}gt;

Но битая машина, побывавшая даже в незначительной аварии, теряет свою привлекательность при продаже. Значит, продать по рыночной стоимости транспортного средства битую машину не получится.

В подобной ситуации можно извлечь выгоду, несмотря на полученную изначально выплату от страховщика и виновника катастрофы по страховке. Решением в подобной ситуации станет утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО (УТС) в 2019 году, расчет и выплаты, осуществляемые страховщиками.

Что такое УТС

В судебной практике УТС автомобиля понимается, как потеря товарного вида. То есть, новый автомобиль попавший в автокатастрофу и восстановленный после ДТП, даже отремонтированный идеально, все равно будет битым, а, следовательно, ни один покупатель не даст за него ту сумму, не участвуй он в аварии.

Утрата товарного вида автомобиля по ОСАГО в страховании распространена не так широко.

Страховщики всячески стараются не раскрывать подобную информацию клиентам, обеспечивая их лишь ремонтом в СТОА или выплатой компенсации.

Но прежде чем доводить дело до суда, надо произвести расчет утраты товарной стоимости, поскольку страхователь не может без оснований требовать выплаты по УТС и тем более самостоятельно устанавливать их размер. Следовательно, общая сумма компенсации зависит от характера повреждений и определяют ее также экспертизой, как и выплаты по страховке.

Только независимая экспертиза и оценка способна рассчитать УТС точно. Документы независимой экспертизы направляются в суд.

Если с компанией страховщиком не удается договориться и получить деньги, то взыскание надо требовать через суд.

Из-за утраты товарной стоимости автомобиля, владелец не сможет продать его дорого, следовательно, потеряет около 20-30%. Но подавать заявление на УТС разрешено не всем владельцам автомобилей. Значит, чтобы обратиться в страховую компанию, где подсчитают определенный коэффициент в целях расчета компенсации нужно подходить по определенным условиям.

Так УТС по ОСАГО может получить исключительно:

  1. Потерпевшая сторона в автокатастрофе;
  2. Автомобиль, восстановленный из-за ДТП на сумму не более 400 тыс. рублей;
  3. Машина не старше трех лет российских марок;
  4. Иномарка не старше пяти лет;
  5. Автокатастрофа произошла впервые и износ ТС не превышает 35%.

Водителю, имеющему штрафы ГИБДД, участвующего в авариях ранее, эксплуатирующего транспортное средство с целью перевозки пассажиров или автомобиль старше 5 лет, то возмещение УТС не положено.

Чтобы возместить ущерб от потери товарного вида в будущем, нужно своевременно застраховать свою гражданскую ответственность и в случае ДТП обратиться в СК до истечения срока исковой давности.

Порядок, по которому должна осуществляться выплата следующий:

  • Обращаемся в страховую компанию (СК) по факту ДТП;
  • Предоставив заявление и необходимые документы, автомобиль направят на экспертизу;
  • После экспертизы и калькуляции ущерба, ТС направится в СТОА на ремонт;
  • Затем обращаемся к независимому эксперту, чтобы он подсчитал количество средств, потраченных на ремонт, работу мастеров СТОА, количество замененных деталей и узлов, а также фактической цены машины с учетом проделанных работ и сравнения с такой же, но без аварий;
  • Получив бланк оценки, необходимо прийти в СК и написать заявление с просьбой вернуть утраченную стоимость автомобиля;
  • Если СК не захочет покрыть ущерб и не даст письменный отказ в течение 5 дней, то дело придется довести до суда.

Поскольку утерянная цена и выплаты по ней не являются обязательными и в законе «Об ОСАГО» не указаны, то некоторые владельцы автомобилей считают, что кроме полученного возмещения на устранение последствий автокатастрофы, они претендовать не могут. СК этим благополучно пользуются и сами никогда не упомянут о подобной возможности, так как утеря цены ТС – это дополнительные расходы.

Чтобы получить компенсацию по утерянной выгоде, надо собрать такие документы:

  1. Справки и выписки, предоставляемые ранее по случаю ДТП с просьбой о возмещении ущерба. К ним относятся: заявление, справка ГИБДД, извещение, акт об аварии, экспертная оценка по размеру ущерба и т. п.;
  2. Паспорт владельца ТС и удостоверение водителя;
  3. Страховой полис (бланк);
  4. Квитанция, подтверждающая выплату владельцем транспорта гос. сбора;
  5. Карта техосмотра и документы на машину;
  6. Заявление с просьбой о выплате УТС, образец вам выдадут в офисе СК;
  7. Акт оценки экспертом реальной цены авто;
  8. Квитанция и договор о затратах на услуги оценщика.

Владельцы транспорта вправе использовать калькулятор товарной стоимости автомобиля по ОСАГО 2019 года, но полную стоимость так узнать не получится. За полноценным расчётом надо обращаться к независимым экспертам, так как онлайн калькулятор УТС даст вам предположительную цену. А с подобным расчетом требовать взыскание нет смысла.

Значит, рассчитывается УТС лишь специалистами оценщиками. Самостоятельно посчитать и учесть данные, которые влияют на размер компенсации очень сложно. Эксперты используют в целях расчета размера УТС в зависимости от рыночной стоимости, специальные методики, требующие не только познаний в математике, но и особых критериев, используемых в оценке.

Выделяют несколько основных методик применимых с целью расчета, а именно:

  • Минюста;
  • Хальбгевакса;
  • Руководящего документа.

Эксперты используют их все. Но чаще работают по методике Минюста, поскольку ее предпочитают судебные органы.

Этот метод используют часто, но обычному человеку будет сложно вникнуть в тонкости расчета, не разбираясь в математике. Каждый параметр, который входит в формулу, необходимо определять отдельно.

Х общая сумма УТС = Х каркаса Х съемных фрагментов Х покраски Х элементов кузова.

Метод Хальбгевакса

Расчет УТС по этой методике также используют в России, но он больше встречается в странах Европы. Для подсчета используют таблицу и общую стоимость услуги по ремонту, а вид ремонта здесь не учтен.

Утерянная выгода = (коэффициент максимальной утраты УТС ÷ 100) × (Рыночная цена ТС цена за работу)

Коэффициент определяют по таблице Хальбгевакса на основе относительной цены ремонта и отношения ее к цене материалов и запчастей.

А-соотношение = (Общая цена ремонта ÷ Цена на рынке) × 100%

В-соотношение = (Цена за работу ÷ Цена материалов и запчастей) × 100%

Прежде, чем требовать от компании выплаты необходимо понимать, что не все виды транспорта и их владельцы подходят. Защитившись по Каско в 2019 году, на возмещение потерянной выгоды вы также вправе рассчитывать, как и защищаясь лишь по ОСАГО. Но, являясь виновником автокатастрофы и застраховавшись исключительно по обязательному полису, то требовать УТС с СК бесполезно.

Еще по теме  Как узнать мой номер СНИЛС онлайн

Будучи потерпевшим, вам могут отказать в выплате потерянной выгоды по причине превышения суммы установленного лимита. Но в подобных случаях, непокрытую сумму разрешено требовать с инициатора ДТП.

Бесполезно настаивать на выплате потерянной выгоды от страховой компании, если:

  1. Легковому автомобилю больше 5 лет;
  2. Транспорт ранее попадал в автокатастрофы, а значит направление на ремонт не первое;
  3. В договоре защите изначально не указывалась возможность выплаты по утерянной выгоде;
  4. Невозможно провести оценку, т. к. владелец ТС самостоятельно его починил;
  5. Износ составляет более 35-40%;
  6. Обратившийся за выплатой водитель является виновным в ДТП, а полис добровольного страхования отсутствует.

 Загрузка …

Обратите внимание

Если документ подается лично, то в этом случае нужно, чтобы лицо, принявшее заявление, на втором экземпляре поставило отметку о принятии, дату и личную подпись с расшифровкой. Если заявление пересылается почтой, то нужно составить опись вложения и воспользоваться опцией Почты России «Уведомление о вручении отправления адресату».

  • обратиться к независимому оценщику для выдачи заключения о степени потери УТС;
  • подать заявление о возмещении УТС в свою страховую компанию. Документ должен быть оформлен в 2 экземплярах и содержать следующую информацию:
    • сведения о страхователе: ФИО, реквизиты договора страхования;
    • сведения о событии, повлекшем УТС,
    • требование о возмещении УТС с указанием суммы ущерба, рассчитанной независимым оценщиком,
    • реквизиты счета страхователя в банке для перечисления суммы возмещения,
    • перечень прилагаемых документов,
    • личную подпись и дату составления заявления;
  • к заявлению нужно приложить такие документы:
    • копию страхового договора,
    • копию паспорта страхователя,
    • копию тех. паспорта ТС,
    • документы о ДТП из ГИБДД, если УТС произошла вследствие аварии,
    • нотариально заверенную доверенность, если заявление подается через доверенное лицо,
    • заключение независимого эксперта о сумме ущерба;
  • заявление в СК можно подать:
    • лично,
    • почтовым отправлением.
  • в течение определенного времени (20 календарных дней) СК обязана дать письменный ответ на заявление;
  • если ответ отрицательный, то страхователь вправе подать на СК исковое заявление в суд. К этому документу необходимо приложить письменный отказ из СК. Если же заявитель уже сделал ремонт имеющегося ущерба, то ему необходимо приложить к заявлению документы, выданные на станции тех. обслуживания о проведенных работах.

Как определяются характеристик повреждений при утрате товарной стоимости

На показатели УТС будет влиять каждое
повреждение, от мелкого скола на бампере, до разрушения подвески. В проекте
методики определены правила для оценки повреждений по каждому основному узлу и
агрегату.

Для оценки повреждений деталей кузова применяются
 показатели, которые напрямую влияют на
методы и трудоемкость ремонта:

  • площадь
    повреждения либо соотношение площади повреждения к общей площади части, детали;
  • глубина
    (объем) повреждения;
  • в
    отдельных случаях – длина повреждения;
  • вид
    (характеристика) деформации детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • конструктивные
    характеристики детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • локализация
    (место расположения) повреждений для определения доступности ремонта.

При описании эксперт обязан пользоваться
терминами и определениями, указанными в методике.

Для оценки повреждений лакокрасочного
покрытия используются следующие показатели:

  • тип
    лакокрасочного покрытия;
  • размерные
    характеристики повреждения (в единицах измерения или по отношению к размерам
    части, детали);
  • характеристика
    послойных повреждений покрытия (повреждение лака, наружный слой, до грунта, до
    материала);
  • материал
    окрашенной части, узла, агрегата или детали транспортного средства (пластик,
    сталь, алюминий и т.п.).

Эксперт обязан учесть места размещения
рекламы на наружных поверхностях, наличие цветографических схем,
опознавательных знаков и надписей, изображений, в том числе пленок,
автомобильной аэрографии.

По каждому выявленному  повреждению отражается следующая информация:

  • вид
    повреждения в соответствии с типовыми определениями;
  • место
    расположения;
  • характер
    и объем.

Для каждой поврежденной детали (узла,
агрегата) авто определяется вид и объем предполагаемого ремонта и категория
окраски.

Запись о необходимости инструментальной
диагностики и дефектовки с разборкой для установления скрытых повреждений
делается в случае выявления дефектов:

  • дорогостоящей
    детали (стоимость которых превышает 5% от стоимости автомобиля);
  • двигателя,
    коробки передач, раздаточной коробки;
  • ведущих
    мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов;
  • рулевого
    механизма, гидроусилителя руля;
  • топливного
    насоса высокого давления;
  • мультимедийных,
    электронных устройств, электронных блоков управления системами машины;
  • систем
    безопасности, блоков предохранителей.

Обратите внимание! Наличие механических
повреждений только в виде царапин, задиров и сколов на корпусе не является
основанием для замены узла в сборе, так как не влияет на его характеристики
авто.

Необходимость и объем работ по
устранению перекосов определяются по результатам замеров. При отсутствии
визуально фиксируемых повреждений деталей (узлов) подвески решение о замене
элемента принимается по результатам инструментального контроля, по результатам
измерений углов установки колес (УУК) с их последующей регулировкой.

При назначении замены поврежденных
стекол, приборов освещения (электрооборудования), либо частей, узлов, агрегатов
и деталей с ресурсом меньшим, чем ресурс ТС (например, аккумуляторная батарея,
шины, ремни), либо при наличии повреждений и дефектов, не характерных для машин
с аналогичными параметрами, эксперт обязан зафиксировать их марку
(производителя), год выпуска, состояние или показатель износа.

Решение о замене деталей, изготовленных
из пластиковых материалов, принимается в случае, если изготовитель не
регламентирует их ремонт при установленных повреждениях, либо если их ремонт и
окраска, технически невозможны или экономически нецелесообразны.

Решение о замене приборов освещения
принимается в случае невозможности ремонта их креплений, либо при отсутствии
ремонтных комплектов на рынке. Окрасочные работы назначаются в минимально
допустимом технологией производителя объеме, позволяющем восстановить
доаварийные свойства. При значительном объеме окрашиваемых деталей эксперт
проверяет экономическую целесообразность наружной окраски кузова.

В случае, когда в ходе осмотра сделано заключение о полной гибели ТС по техническим показателям или предположение об экономической нецелесообразности проведения ремонта, в акте отражается перечень и состояние неповрежденных деталей (узлов, агрегатов) для определения их стоимости.

Оплачивать ремонт или рассчитывать
компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан
установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и
аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • устанавливается
    возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах,
    указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
  • проводится
    сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с
    иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после
    столкновения;
  • анализируются
    данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о
    нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится
    их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.

Проверка связи повреждений проводится с
использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и
направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто,
проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного
сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением
компьютерных графических программ.

При исследовании причинно-следственных
связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза
лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также
комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения
спора.

Методики расчета

Сумму, подлежащую возмещению по УТС, можно рассчитать самостоятельно. Существует 3 способа, проанализируем каждый из них.

По Минюсту

Сумма УТС = (рыночная стоимость ТС до УТС) х (индивидуальный коэффициент, рассчитываемый экспертами) / 100.

Еще по теме  Агрегатная и неагрегатная страховая сумма по КАСКО: что это такое, в чем между ними разница

Основные коэффициенты по УТС уже рассчитаны и сведены в единую таблицу, которая является приложением к методике расчета данным способом.

Например, УТС ТС произошла вследствие необходимости замены рамки радиатора. Коэффициент в этом случае равен 0,5. Стоимость машины до УТС = 1000000 руб. Следовательно, сумма УТС = 1000000 х 0,5 / 100 = 5000 (руб.)

Метод Хальбгевакса

Для расчета нужны такие исходные данные:

  • цена нового ТС (ЦН);
  • рыночная цена подержанного ТС (ЦР);
  • период, прошедший с даты выпуска ТС в месяцах;
  • общая сумма ремонта (СО);
  • стоимость ремонтных работ (СР);
  • общая сумма, необходимая на покупку материалов и запчастей (СМ).

Сначала вычисляется коэффициент относительной стоимости ремонт: А = (СО / ЦР) х 100 %. Затем рассчитывается коэффициент соотношения стоимости работ к стоимости материалов: В = (СР / СМ) х 100 %.

Сумма УТС = (К / 100) х (ЦР СО).

Принцип метода заключается в арифметическом сложении УТС каждого отдельного элемента поврежденного ТС.

Калькулятор УТС

Так как единой методики расчета УТС пока не существует, то универсальный калькулятор, который сможет точно определить размер выплаты в определенной ситуации, также не реализован. Тем не менее, существует большое количество сервисов, которые помогут определить примерный размер выплаты. Чаще всего они используют методику Хальбгевакса.

Чтобы рассчитать размер компенсации по УТС на таком калькуляторе, необходимо ввести все основные данные — рыночную стоимость с учетом износа, затраты на ремонт и другие. На основании этих данных сервис определит примерный размер компенсации, на который вы сможете претендовать при обращении в СК. Точную сумму выплаты вы сможете узнать только после независимой оценки.

Страхователь может рассчитать УТС онлайн помощью калькулятора. Это сделать проще, чем рассчитывать самостоятельно вручную, используя формулы, приведенные в предыдущем разделе.

Принцип расчета онлайн калькуляторов основан на методике Хальбгевакса. Данные, необходимые для расчета:

  • дата изготовления ТС;
  • дата ДТП или иного события, ставшего причиной УТС;
  • рыночная стоимость ТС на момент указанного события;
  • общая стоимость ремонта, в том числе:
    • стоимость материалов и запчастей,
    • стоимость работ.

Указанные сведения нужно внести в соответствующие поля электронной формы онлайн калькулятора и кликнуть по опции «Рассчитать». На экране появится искомая сумма.

Как рассчитывается стоимость ремонта и утраты товарной стоимости

Самый важный момент, который интересует
пострадавшего от ДТП – сколько он получит денег по ОСАГО. Единая методика содержит
сразу несколько формул, которые будут использовать оценщики страховой компании
или независимые эксперты. Выделим ключевые моменты расчета стоимости ремонта и
утраты товарной стоимости.

Целью расчета является установление
наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения машины в состояние,
в котором она находилось до ДТП. Размер расходов определяется только в
отношении повреждений, возникших в результате аварии. Перечень повреждений
определяется при первичном осмотре и может уточняться (дополняться) при
проведении дополнительных обследований.

Требования к определению размера затрат
на ремонт и восстановление ТС:

  • размер
    расходов определяется на дату ДТП с
    учетом условий и границ региональных товарных рынков места аварии (т.е. если вы
    попали в ДТП в другом регионе, именно по его расценкам будет считаться ущерб);
  • относительная
    потеря товарной стоимости, характеристик и ресурса в процессе эксплуатации,
    характеризуется показателем износа;
  • размер
    затрат на ремонт определяется исходя из их стоимости (работ по восстановлению,
    окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), расценок на
    детали, материалы взамен поврежденных;
  • размер
    расходов по ремонту определяется без учета дополнительных расходов по улучшению
    и модернизации автомобиля.

Свр – стоимость ремонта (расходы на
восстановительный ремонт);

Рр – расходы на проведение работ по
ремонту транспортного средства

Рм – расходы на материалы;

Рзч – расходы на запасные части,
используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).

Результат расчета округляется до сотен
рублей.

Обратите внимание! Расхождение между размером расходов на ремонт, или в результатах расчета УТС, выполненных различными специалистами, будет признано допустимой погрешностью,  если оно не превышает 10 процентов. Это означает, что страховые компанию заведомо получают преимущество при рассмотрении дела в суде.

Нюансы процесса взыскания

Укажем несколько важных моментов, касающихся процесса возмещения утраты товарной стоимости по КАСКО со СК:

  1. срок, отводимый СК на выплату компенсации за УТС, составляет 20 календарных дней с момента получения заявления от страхователя. Если же по истечении этого периода СК не произвела выплату и не ответила на письменное заявление, то страхователь вправе обратиться в суд;
  2. компенсация за просрочку выплат, назначенных СК судом, составляет 1 % от общей стоимости ремонта за каждый день просрочки.

Возмещение УТС страховой фирмой является заявительным процессом, поэтому инициировать его начало нужно страхователю. Без подачи заявления в СК выплата производиться не будет.

Юрист проконсультирует вас в комментариях к статье

Особенности расчета УТС после ДТП

В проекте методики предусмотрены и
специальные особенности, которые будут учитываться при расчете утраты товарной
стоимости. УТС рассчитывается для транспортных средств, при осмотре которых выявлена
необходимость выполнения одного из следующих видов ремонтных работ:

  • устранение
    перекоса кузова (проема) или рамы транспортного средства;
  • замена
    несъемных элементов кузова машины (полная или частичная);
  • ремонт
    съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) авто (в том числе
    пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • полная
    или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова транспортного
    средства, бамперов;
  • полная
    или частичная разборка салона автомобиля.

Не будет рассчитываться показатель УТС:

  • эксплуатационные
    повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также
    повреждений, вызванных механическими воздействиями (незначительных по площади
    сколов, рисок, не нарушающих защитных функций лакокрасочного покрытия составных
    частей оперения; одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова
    (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски площадью не более
    0,25 дм2);
  • повреждения,
    которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в
    окрашивании и не ухудшают внешний вид автомобиля (стекло, фары, бампера
    неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя
    фурнитура и т.п.).

Величина утраты товарной стоимости
зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их
устранению. Величина утраты товарной стоимости при повреждении транспортного
средства определяется в отношении каждого поврежденного элемента и
рассчитывается по формуле, указанной в методике.

КУТСокр
= КУТСокр(1) КУТСокр (N-1)ˑ(N — 1), %, где:

  • КУТСокр
    – коэффициент утраты товарной стоимости при поэлементной окраске наружных
    элементов;
  • КУТСокр(1)
    – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске первой кузовной составной
    части или бампера;
  • КУТСокр(𝑁𝑁−1) – коэффициент утраты товарной
    стоимости по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или
    бампера;
  • N
    – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата
    товарной стоимости.

При учете утраты товарной стоимости для
узлов в сборе недопустимо дополнительно применять утрату товарной стоимости для
их частей.

Заключение

Ожидается, что новая методика будет утверждена уже к началу осени, а вступит в силу с января 2020 года. Так как самостоятельно разобраться в правила расчета крайне сложно, рекомендуем обратиться за помощью к нашим автоюристам. Вы получите подробную консультацию о нововведениях, а при поддержке юриста добьетесь полного возмещения утраты товарной стоимости по ОСАГО.

Оцените статью
Страхование
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.