Что делать после ДТП — если ты пострадавший или виновник

Статьи

Первые шаги

Говоря о том, что делать после ДТП, следует отметить, что первую помощь можно оказать пострадавшим только при наличии соответствующей подготовки. В ином случае нужно позвонить в скорую, чтобы узнать, нет ли необходимости экстренной транспортировки в больницу. О происшествии следует сообщить в полицию.

При отсутствии мобильной связи остановить попутный автомобиль и передать в полицию или на ближайший пост ДПС сообщение. В экстренном случае пострадавших можно отправить попутной машиной в расположенное поблизости медицинское учреждение. Когда потерпевшего нужно доставить срочно в больницу, и никто не может сделать этого, кроме участника происшествия, допускается такой алгоритм действий при аварии:

  • транспортировать человека на своей машине в ближайшее медицинское учреждение;
  • в приемном отделении оставить данные о себе (Ф. И. О. и номер машины);
  • вернуться сразу же на место происшествия.

Если у водителя нет умения оказать первую помощь, рекомендуется воздержаться от любых действий, дабы не ухудшить тяжелое состояние потерпевшего.

Консультация юриста бесплатно

Если авария уже случилась, осталось предпринять необходимые действия. Причем делать это должна как потерпевшая сторона, так и виновная.

Потерпевший

Пошаговый процесс действий:

  1. В первую очередь потерпевшая сторона должна оценить свой ущерб и установить, необходимо ли вызывать скорую помощь. Так же, если есть возможность, нужно посмотреть, что с виновником аварии, возможно помощь потребуется и ему.
  2. Следующий шаг — вызвать службу ГИБДД, Пока они будут добираться к месту аварии, нужно поинтересоваться у виновника, имеются ли у того документы на автомобиль. Если ответ положительный, надо постараться сразу получить их фотографии. К таким документам относятся права, техпаспорт на автомобиль и страховой полис.
  3. Можно сразу же оповестить свою страховую компанию о наступлении страхового случая.
  4. Если есть возможность, лучше сразу же на месте сделать несколько фотографий происшествия и даже снять видео. В частности, могут понадобиться протяженность тормозного пути, наличие осколков, повреждения на своей машине. Так же можно снять любые детали, которые кажутся важными и имеют отношение к аварии.
  5. Если присутствуют свидетели ДТП, нужно постараться поговорить с ними и сохранить их номера телефонов. Хорошо, если поблизости находились чьи-то автомобили — можно будет взять записи с их видео-регистраторов. То же самое касается магазинов и прочих заведений — на них тоже часто бывают камеры.
  6. Нужно внимательно рассмотреть, в каком состоянии находится дорожное полотно в данном месте, каковы погодные условия. В общем, надо оценить те обстоятельства, которые могли стать провоцирующим фактором для аварии.
  7. До приезда сотрудников ГИБДД ни в коем случае нельзя перемещать транспортные средства и прочие предметы с места аварии. Это может нарушить правдоподобную картину происшествия и быть расценено, как попытка повлиять на ход расследования.
  8. Запрещено сразу после аварии употреблять алкоголь или сильнодействующие лекарственные средства, так как может потребоваться медицинское освидетельствование, и его результаты могут оказаться неверными.
  9. Если авария незначительная, возможно, сотрудники ГИБДД и не приедут на месте. В таких случаях составляется Европротокол. Это возможно только если авария произошла с участием двух автомобилей, у водителей которых имеются полиса ОСАГО, ущерб незначительный — до 100 тысяч рублей.

Виновник

Обязательные действия для виновника ДТП:

  1. Виновная сторона так же должна получить видео и фотоматериалы с места аварии. Значение имеет абсолютно все, что касается происшествия. Не менее важно сфотографировать автомобиль потерпевшего на предмет повреждений, это поможет избежать разногласий в дальнейшем.
  2. Получить контакты и паспортные данные пострадавшего. Если есть свидетели, взять данные и у них.
  3. Следует обменяться с пострадавшим (владельцем автомобиля) данными страховых полисов.
  4. Далее следует оформление извещения о ДТП. Виновник должен быть уверен, что пострадавший поставил в этом извещении свою подпись.
  5. Если дело рассматривается на месте сотрудниками ГИБДД, то виновная сторона принимает в этом активное участие. Если же виновник не согласен с решением сотрудников ГИБДД, то в протоколе делает приписку «не согласен» прямо под собственной подписью. Тогда нужно будет изложить свою точку зрения происходящего. Существует 10 дней с момента аварии для того, чтобы оспорить любой результат.
  6. Важно получить на руки протокол и постановление административного правонарушения, справку об аварии. Документы внимательно проверяются на месте и только тогда на них можно ставить подпись.
  7. Категорически запрещено причинять вред или угрожать пострадавшей стороне, это может только усугубить ситуацию.
  8. Нужно следить, каким образом пострадавший собирает документы и предоставляет их страховой компании.
  9. Когда проводят осмотр автомобиля пострадавшего, не надо отказываться участвовать в этом. Если есть какие-то возражения и замечания, об этом надо написать в акте.
  10. Нельзя сразу же на месте соглашаться на все притязания пострадавшего о возмещении ущерба. Надо предложить решить вопрос в судебном порядке.
  11. Место аварии покидать категорически запрещено, если, конечно, не требуется срочная госпитализация. За то, что виновник покинул место ДТП, предусмотрена дополнительная ответственность — административная, а иногда даже и уголовная.
  12. Место аварии нужно оградить, выставить знаки.

Очень хорошо, когда у виновника ДТП есть еще и полис КАСКО. Тогда ему нужно будет предпринять следующие шаги в дополнение к вышеперечисленным:

  1. С особым вниманием отнестись к срокам, установленным в договоре КАСКО.
  2. Написать заявление в страховую компанию. После того, как его зарегистрируют, сделать себе копию с датой и подписью работника компании.
  3. Взять в компании номер страхового дела, по нему можно будет получать все сведения об урегулировании.
  4. Взять направление на освидетельствование транспортного средства и в установленную дату предоставить машину для этой процедуры.

Как действовать после ДТП, если ты виноват — это зависит от тяжести происшествия.

Нередко случаются ситуации, когда травму в аварии получает лицо, случайно оказавшееся в данном месте в это время. От случайных участников аварии не требуется каких-то особых действий, особенно если они не получили тяжкие и средние травмы.

Лицо, ставшее случайным участником, должно вызвать скорую помощь, а если такой возможности нет, то постараться оказать помощь участникам самостоятельно. Допускается доставка пострадавших до ближайшей больницы на автомобиле случайного участника ДТП (если он может двигаться).

Работа страховой компании после аварии

Данный вариант может быть в таких ситуациях:

  • если место инцидента посетили госавтоинспекторы;
  • ДТП оформляется в отделении, в котором ведется разбор аварии, или на полицейском посту.

С технической точки зрения нет отличий в действиях автовладельцев: они передают водительское удостоверение, регистрационную документацию на машину и полис автогражданской ответственности полицейским.

Госавтоинспектор заострит внимание на следующем:

  • стаже, возрасте и портрете владельца;
  • степени возможного опьянения и состоянии водителей;
  • состоянии разметки, знаков, автодороги;
  • вероятности избежания аварии в таких условиях;
  • количестве штрафов (включая неоплаченные).

Затем каждый из участников выскажет свою версию произошедшего, причем и суд, и сотрудники ДПС обратят большое внимание на скорость передвижения автомобиля, были ли включены ДХО или ближний свет фар, был ли водитель уставшим, пристегнут ремнями безопасности, употреблял ли наркотические и алкогольные вещества. Нужно помнить, что потрет автовладельца создается на этих основаниях.

При выезде госавтоинспекторов к месту, ими будет самостоятельно составлена схема аварии, произведены различные замеры. Внимание будет заостряться на НДУ, то есть неудовлетворительных дорожных условиях, колейности, наледи, различимости знаков и разметки, высоте обочин, треугольнике видимости и рекламе, которая способна была закрыть обзор.

дтп и аварийный знак

Поэтому при отправлении в ГИБДД на разбор аварии рекомендуется максимально подробно зарисовать схему инфраструктуры дороги. Если будет определено, что дорожные условия требованиям безопасности не соответствуют, потерпевший имеет право подать в суд на отвечающую за это службу и потребовать компенсацию.

Когда ДТП уже произошло, важно позаботиться о дальнейшей безопасности на данном участке дороге. Это необходимо как для самих участников ДТП (чтобы место аварии могло дать объективное представление о случившемся), так и для остальных участников движения.

Еще по теме  Нужна ли виза в Азербайджан для россиян в 2020 году

Таким образом, необходимо предпринять следующие меры:

  1. Оградить место аварии, выставив специальные предупреждающие знаки.
  2. Включить «аварийку». Это касается тех случаев, когда повреждения автомобиля позволяют это сделать.
  3. Если есть возможность, обнести участок со следами тормозного пути лентой.
  4. Если авария произошла на оживленном участке дороге и автомобили участников ДТП препятствуют движению других автомобилей, то допускается переместить их с места ДТП. С 2015 года водители имеют на это право.

Сотрудник страховой компании в первую очередь предлагает клиенту представить необходимые документы для получения денежной компенсации. После того, как застрахованное лицо их все предоставит, компания начинает по ним работать. Это составляет не менее 20 дней, чтобы были собраны все документы по ДТП. После того, как компания перечисляет средства на ремонт, владелец подбирает мастерскую для этого самостоятельно.

Введение

Что делать, если попал в ДТП? С этим вопросом сталкивается почти каждый автовладелец, став участником аварии. Вопреки простоте и безапелляционности Правил дорожного движения РФ, дорожный инцидент вызывает серьезное замешательство — не в последнюю очередь из-за стресса самого водителя. Как поступить и что делать при аварии, дабы это соответствовало требованиям закона?

От правильности действий зависит не только компенсация повреждений и (или) ущерба жизни и здоровью, но и сохранность водительского удостоверения. Между пунктами 12.27.1 и 12.27.2 КоАП РФ очень тонкая грань, и санкция в 1 тыс. руб. штрафа с легкостью «заменяется» лишением права управления на срок до полутора лет или пятнадцатью сутками ареста.

Оформление документов после происшествия

Выше уже говорилось, что в ПДД рассматриваются два способа оформления ДТП: по европротоколу (если нет пострадавших, погибших и лишь с двумя автомобилями) либо с участием сотрудников полиции. По первому принципу авария оформляется с помощью фиксации всех обстоятельств на видео- или фотокамеру, подготовленной схемы и обоюдного согласия участников с условиями инцидента.

Что делать после ДТП - если ты пострадавший или виновник

Что нужно делать после ДТП, должен знать каждый водитель.

Когда случилось происшествие на дороге, об этом нужно сообщить в следующие организации.

В ГИБДД

Когда решен вопрос с пострадавшими (оценен ущерб здоровью, вызвана скорая помощь), нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Это можно сделать по общему номеру МВД 102 или по номеру 101 — это номер пожарной службы и МЧС.

Если нет никакой возможности дозвониться по этим номерам, надо звонить в службу спасения по единому для всей стране номеру 112. На данный номер можно звонить с любого оператора, при нулевом балансе и даже без сим-карты в телефоне. После ответа оператора нужно попросить его соединить с ближайшим пунктом ГИБДД.

Сотрудник ГИБДД должен сразу по телефону уточнить детали произошедшего ДТП. Если имеются серьезные повреждения, жертвы, в ДТП пострадало более 2 автомобилей или у кого-то из них отсутствует ОСАГО, то сотрудники ГИБДД обязаны приехать на место аварии.

Бывают случаи, когда можно обойтись без участия ГИБДД:

  1. Нет пострадавшей стороны или обе стороны сами его установили.
  2. Ущерб транспорту нанесен незначительный, не превышающий по предварительной оценке 50 тысяч рублей.
  3. В аварии приняли участие 2 автомобиля.
  4. У обоих водителей имеются страховые полисы.

В страховую компанию нужно звонить тогда, когда зафиксировано наступление страхового случая. Это делается немедленно, сразу после аварии. Это действие можно выполнить посредством телефонного звонка, некоторые компании дают возможность оповещать о ДТП в режиме онлайн.

Важно соблюдать сроки обращения, они обычно прописаны в страховом договоре. Стандартные сроки оставляют 5 рабочих дней с момента аварии. За этот период надо успеть направить заявление в компанию.

Если такое обращение произошло спустя этот срок, то его могут продлить. Это возможно лишь тогда, когда выплата компенсации будет зависеть от результатов по гражданскому или уголовному делу, или еще не было вынесено постановление об административном нарушении, в котором обычно указывается виновная сторона. Во всех этих случаях срок подачи заявления продлевается то тех пор, пока не будут урегулированы все обозначенные моменты.

Если все сроки упущены, то возмещение ущерба в результате ДТП возможно только в судебном порядке. По таким делам существует срок давности — 3 года с момента аварии.

Если гражданин не является виновником ДТП и имеет на руках полис ОСАГО, он должен:

  1. Как можно скорее обратиться к своему страховщику за компенсацией. По возможности это делается прямо с места аварии, чтобы страховщики двух сторон договаривались между собой сами.
  2. Сделать независимую экспертизу для того, чтобы установить сумму ущерба. Экспертизу оплатить надо сразу, но если взять чек, то можно будет получить возмещение расходов.
  3. Нужно соблюсти сроки подачи заявления на компенсацию — 5 дней с момента аварии.
  4. Компенсация предоставляется в одном из трех вариантов: выплата наличных, безналичный перевод или восстановительный ремонт автомобиля на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией.

Действия водителя сразу после ДТП

Когда все начальные моменты улажены, важно понимать, как действовать дальше.

После аварии у владельца авто, как правило, возникает вопрос, стоит или нет ремонтировать его и ездить дальше. Особенно часто такие размышления присутствуют при наличии сильных повреждений. Существует несколько вариантов:

  1. Продать свое транспортное средство в выкуп битых авто. Есть компании, которые этим занимаются. Такой вариант экономит время, дает возможность сразу же получить некоторую сумму денег. Этот вариант подходит тем, кто не имеет намерения восстанавливать свой автомобиль и дальше на нем ездить. Минус такого решения проблемы — скупщики дадут минимальную сумму денег за битое авто.
  2. Можно попытаться самому продать битый автомобиль. Это может занять много времени, так как мало кому захочется брать на себя подобную проблему. Сумма денег, вырученная от продажи, вряд ли будет намного больше, чем в первом случае, а времени это займет гораздо больше.
  3. Отремонтировать и продать. Так стараются делать те, кто хочет затратить минимум средств на ремонт, а потом выгодно продать битый автомобиль как тот, который никогда не участвовал в авариях. В отдельных случаях мошенники скрывают серьезные повреждения, которые нарушают геометрию кузова. Если пойти по такому пути, нужно быть готовым к тому, что правда обнаружится.

Независимая экспертиза — это оценка ТС сторонней компанией для установления реального ущерба, полученного в результате ДТП. Она необходима, если владелец авто желает убедиться в правильности начислений страховой компанией, если возникают подозрения на наличие не учтенных дефектов, если планируется судебное разбирательство. Также она понадобится для определения суммы ремонта автомобиля.

Что делать при ДТП?

Для того чтобы сделать независимую экспертизу, необходимо:

  1. Выбрать компанию и заключить с ней договор, оплатить услугу.
  2. Указать дату и место осмотра автомобиля. Для этого необходим автосервис, где есть условия для проведения данной процедуры.
  3. Далее нужно оповестить страховую компанию и виновника ДТП о том, что проводится независимая экспертиза. Это делается путем направления письма заинтересованным лицам.
  4. Специалисты проводят экспертизу и по ее результатам составляют акт: на его основании будут строиться все расчеты.
  5. Далее, с помощью специальных программ, эти расчеты производятся в той же экспертной компании. В результате получается расчет необходимых работ и стоимость этого.
  6. Заключительный момент — получить отчет о проделанной работе из экспертной компании.

Условно ПДД РФ делит действия водителя в случае аварии на два раздела. Первый — он касается ДТП без пострадавших (п.2.5 ПДД РФ) — применяется упрощенное оформление без присутствия сотрудников полиции (так называемый европротокол). Второй вариант (п.2.6-2.6.1 ПДД РФ) применим, когда есть погибшие и травмированные, или количество ТС превышает двух.

Отметим, что до 2014 года, когда в действие вступил п.2.6.1 ПДД РФ, водители были обязаны сообщить в ГИБДД об аварии, даже если у ее участников не было взаимных претензий. Сейчас они (цитата) «…не обязаны сообщать о случившемся в полицию…», однако даже решив разъехаться миром, желательно написать друг другу расписку об отсутствии взаимных претензий и требований.

  • незамедлительно остановиться, не создавая помех;
  • осмотреть ТС и иного участника аварии;
  • уточнить, нет ли погибших и пострадавших;
  • выставить знак и включить аварийные огни;
  • приступить к фиксации последствий ДТП.

Что делать при ДТП без пострадавших? Как минимум, обойтись без оформления аварии сотрудниками полиции. В данной ситуац ии оба автовладельца, согласных с обстоятельствами ДТП, фиксируют картину средствами фото- и видеофиксации и зарисовывают схему, указывая объекты дорожной инфраструктуры — дороги, перекрестки, знаки, пешеходные переходы, здания.

Еще по теме  Новая и самая полная таблица штрафов ГИБДД в year году

После этого необходимо убрать транспортные средства с проезжей части (обязательно зафиксировав их повреждения). Даже если стороны решили вызвать инспекторов ГИБДД, оставление ТС на дороге будет расценено как неисполнение обязанностей водителей после ДТП (данный пункт, довольно спорный, был принят во избежание заторов на проезжей части из-за малозначительных аварий).

Если у них нет противоречий по обстоятельствам, граждане вправе выбрать один из трех вариантов. Доехать до ближайшего поста полиции для оформления факта аварии, поехать в страховую компанию за возмещением (только невиновный) или урегулировать ситуацию в индивидуальной порядке. Здесь, как говорилось выше, желательно запросить друг у друга расписку.

Исходя из п.2.6 ПДД РФ, ДТП с пострадавшими исключает применение европротокола. В данной ситуации на водителя — вне зависимости от степени вины — возложена обязанность по оказанию первой помощи травмированному, а также вызов к месту ДТП полицейских и медиков. Если травмы угрожают жизни и здоровью, необходимо организовать доставку потерпевшего в больницу.

Важный момент связан с состоянием водителя: бывают ситуации, когда он, будучи в состоянии опьянения, управлял ТС по пути в больницу во спасение пострадавшего. Правила запрещают садиться за руль после употребления спиртного, однако практика показывает: и суды, и госавтоинспекция в такой ситуации лояльны — особенно, если угроза жизни человека была реальной.

Еще один аспект касается поиска очевидцев случившегося и обязательной фиксации их имен и контактов. В отличие от ДТП без пострадавших и погибших, в данном типе аварий именно они могут оказать решающее значение на дознании по делу о ДТП. Кроме того, если в результате столкновения граждане пострадали не сильно (синяки, ссадины, царапины), необходимо дождаться медиков и сотрудников ГИБДД

В данной ситуации поведение потерпевшего водителя должно соответствовать п. 2.5 ПДД РФ — незамедлительно остановиться, включить аварийные огни, выставить знак аварийной остановки, зафиксировать последствия аварии на фото- и видеокамеру. Также желательно взять у свидетелей контакты и внимательно осмотреть окрестные здания на предмет установленных видеокамер.

  • возбуждение производства по 12.27 КоАП РФ;
  • начало розыскных мероприятий сотрудниками ГИБДД;
  • почти 100% шансы на скорое задержание;
  • судебное заседание по факту правонарушения;
  • административная или уголовная ответственность.

Далее к месту нужно вызвать сотрудников ГИБДД, которым стоит обрисовать ситуацию и запросить справку о ДТП. Оговоримся, что большинство страховых компаний не производит выплату по ОСАГО, пока не будет установлен и привлечен к ответственности виновник аварии. К сожалению, это случай, когда от расторопности и профессионализма инспекторов по розыску зависит ремонт вашего авто.

Что делать виновнику ДТП? Сколь бы серьезным не был стресс, и как бы ни казалось, что аварию никто не видел, оптимальный выход — незамедлительно остановиться и обратиться ко второму участнику аварии. Далее следует достать полис автогражданской ответственности и убедиться, что он действует на дату и время аварии — это гарантия оплаты ремонта второй машины страховщиком.

Перебинтованная рука после аварии

Удорожание ОСАГО привело к огромному количеству поддельных полисов на руках граждан — по предварительным подсчетам, фальшивок — не менее 30%. Если у вас именно такая бумага (будем честны, наш сайт читают граждане любой степени правовой сознательности), показывать такой документ нельзя. Желательно договориться с потерпевшим об индивидуальной компенсации ДТП.

Что грозит виновнику ДТП, если он скрылся? Лишение права управления на срок от года до полутора или арест до 15 суток. В том, что нарушителя найдут, можно не сомневаться: в арсенале инспекторов по розыску есть множество технических средств, которые помогают найти участника аварии за несколько часов, даже если он снял госномера и отогнал машину в гаражный комплекс.

Одна из самых неприятных ситуаций, когда вы попали в ДТП без страховки у виновника. До недавнего времени СК отказывали в выплате компенсации или проведении ремонта пострадавшему автомобилю, ссылаясь на невозможность взыскания сумм с другой страховой компании. Некоторое время вопрос регулировался РСА, который выделял из специального фонда определенную сумму.

  • фото- и видеофиксация картины случившегося;
  • вызов сотрудников ДПС (европротокол неприменим);
  • оформление ДТП в ГИБДД полицейскими;
  • получение справки о ДТП с датой и временем;
  • визит к страховщику с пакетом документов.

Однако 01 марта минувшего года в закон «Об ОСАГО» за № 40 были внесены поправки, согласно которым выплату потерпевшему производит его страховая компания, впоследствии истребующая ее с виновника в порядке гражданского судопроизводства. Можно сказать, что вопрос «у виновника ДТП нет ОСАГО, что делать?

Работа страховой компании после аварии

Как говорилось выше, ПДД РФ рассматривают два варианта оформления дорожно-транспортного происшествия: по европротоколу (без погибших, пострадавших и только с двумя ТС), или с привлечением сотрудников полиции. Порядок оформления ДТП по первому принципу требует фиксации обстоятельств аварии на фото- или видеокамеру, согласия обоих участников с обстоятельствами инцидента и подготовленной схемы.

При всей простоте европротокол в стране откровенно буксует. Во-первых, предельная сумма ущерба не должна превышать 50 тыс. руб., поэтому россияне применяют его только при легких «тычковых» столкновениях с легкими царапинами (хотя увидеть скрытые повреждения «на глаз» нельзя). Во-вторых, ответственность обоих участников ДТП должны быть застрахована по ОСАГО или «Грин картой».

Стоит быть внимательным с пунктом «отсутствие пострадавших» — то, что на виновнике нет ран, царапин и синяков не означает, что он не получит сотрясение головного мозга. Если так, то оформление ДТП по упрощенной схеме без привлечения сотрудников ГИБДД может считаться неправомерным.

Наконец, в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях допустима выплата по европротоколу в рамках 400 тыс. руб., но для этого оба авто должны быть оборудованы ГЛОНАСС.

Данный вариант может вестись в трех случаях: при визите госавтоинспекторов к месту инцидента, оформлении ДТП на посту полиции или в отделении, где ведется разбор ДТП. С технической точки зрения действия автовладельцев не отличаются: они, в соответствии с п. 2.1.1 ПДД РФ, передают полицейским водительское удостоверение, полис автогражданской ответственности и регистрационные документы на автомобиль.

  • возраст, стаж и портрет автовладельца;
  • состояние водителей и состояние опьянения;
  • состояние автодороги, знаков и разметки;
  • количество штрафов (в том числе, неоплаченных);
  • возможность избегания ДТП в данных условиях.

Далее каждый из участников озвучивает свою версию случившегося, причем и сотрудники ДПС, и суд обращают огромное внимание на то, с какой скоростью двигались ТС, был ли включен ближний свет фар или ДХО, были ли водитель усталым (!), пристегнут ремнями безопасности и употреблял ли алкогольные и наркотические вещества. Помните, что на основании этого создается портрет автовладельца!

Если госавтоинспекторы выезжали к месту, они самостоятельно составляют схему ДТП и производят всевозможные замеры. Особое внимание будет уделено НДУ (неудовлетворительным дорожным условиям), наледи, колейности, высоте обочин, различимости разметки и знаков, треугольнику видимости и даже рекламе, которая могла закрыть обзор. Служебные правила оформления ДТП включают массу интересных моментов!

Именно поэтому, отправляясь на разбор ДТП в ГИБДД, мы рекомендуем зарисовать максимально подробную схему дорожной инфраструктуры. Если выяснится, что дорожные условия не соответствовали требованиям безопасности — будь то снежные брустверы или открытый люк — потерпевший вправе подать в суд на соответствующую службу с требованием компенсации!

Выше мы рассказали о том, как оформить ДТП без ГИБДД — порядок действий следующий. Необходимо убедиться, что в аварии нет пострадавших, сфотографировать или снять на видео последствия ДТП с расположением машин, зарисовать схему и подписать ее обоими участниками инцидента. Обязательно укажите номера водительских удостоверений и полисов ОСАГО или «Грин карты».

Будьте внимательны: убирать автомобили с проезжей части, как это указано в п.2.5 ПДД РФ, можно только после фиксации аварии. Нередко автовладельцы убирают машины с проезжей части и фотографируют их уже у обочины. В таких случаях страховщик отказывает в приеме бланка извещения о ДТП и требует справку из ГАИ. Инспекторы, в свою очередь, тормозят дело, не желая работать с вновь открывшимися обстоятельствами.

Федеральный закон №40 «Об ОСАГО» оговаривает предельный срок обращения в страховую компанию после ДТП: это пять рабочих дней (п. 3.8 ФЗ). Если у гражданина нет возможности самостоятельно добраться до офиса СК, необходимо отправить весь пакет документов заказным письмом с описью вложения в тот же срок. Если уложиться в пятидневный срок не получается, рекомендовано уведомить СК письмом с уведомлением.

Еще по теме  Территориальный филиал 1 гРостов-на-Дону

Интересно, что закон «Об ОСАГО», отвечая на вопрос, какие документы нужны в страховую после ДТП, указывает только бланк извещения и заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков. Между тем, мы рекомендуем прикладывать к письму гражданский паспорт собственника и владельца авто, копию полиса и водительского удостоверения.

Еще один момент — уже из практики автора данного материала — связан с последовательностью действий. Подготовив документы для обращения в страховую после ДТП, и едучи туда, предварительно посетите любую независимую экспертизу. Ее специалисты вкратце обрисуют ситуацию, поэтому автосервис, куда будет направлена машина по прямому возмещению убытков, вряд ли сумеет вас обмануть.

  • видимых и скрытых повреждений;
  • стоимости ремонта и восстановления ЛКП;
  • уточнения снятых с производства деталей;
  • контроля над автосервисом страховой;
  • обеспечения объективности экспертов от СК.

Нередко в сети можно увидеть вопрос — какие документы нужны для КАСКО после ДТП? Если не брать в расчет неоплачиваемую сумму в рамках франшизы, то пакет бумаг по КАСКО сопоставим с ОСАГО. Но есть специфичный момент: СК вправе отказать в выплате по КАСКО без справки из ГИБДД — соответственно, попав в аварию, нужно изучить свой договор страхования и выбрать оформление ДТП без ГИБДД или с инспекторами.

В ГИБДД

Стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП?

Часто при происшествии страдают пассажиры. Лучше всего вооружиться заранее информацией о том, что делать после оформления ДТП пострадавшему. Без сомнений, виновный автовладелец и его близкие сделают все для того, чтобы избежать ответственности либо сделать мягче административное наказание. В результате потерпевшим приходится защищать собственные права.

Для этого необходимо позаботиться о следующем:

  1. Следователь, который рассматривает дело, должен признать человека потерпевшим, а также отправить его на судебно-медицинское освидетельствование и ознакомить с результатами.
  2. Если причинен материальный ущерб, человек должен признаваться гражданским истцом, и ему разъяснят, как подать иск о возмещении.

Нужно знать, что пассажир, в соответствии с 51 статьей Конституции РФ, имеет право не давать показания против водителя, который является его близким родственником.

По заявлению функционеров Российского союза автостраховщиков, в 2016 году независимые эксперты и мошенники в сфере автогражданки нанесли 10-миллиардный ущерб страховщикам. Для борьбы с оными они пролоббировали поправку в ФЗ «Об ОСАГО» и норму «прямого возмещения убытков», когда выплата по автогражданке направляется на ремонт автомобиля.

виновник дтп

Учитывая, что независимые эксперты при СК, как и автосервисы, аффилированы со страховщиком, он будет стремиться снизить сумму собственных затрат. Именно поэтому эксперты «не заметят» скрытые повреждения, а автосервис их не станет ремонтировать. И даже гарантийный срок на ремонт от 6 до 12 месяцев не всегда может решить ситуацию, не говоря о применении БУ запчастей.

Отвечая на вопрос, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП, мы убеждены: да, стоит. Как говорилось выше, посетить экспертов стоит и до подачи документов в страховую компанию, и после завершения ремонта. Если учесть, что предельная выплата поврежденному имуществу по ОСАГО составляет 400 тыс. руб. (все что выше — доплачивает пострадавший), стоит уточнить, сколько именно стоит ремонт.

Действия после отмены постановления о ДТП

Иногда постановление о ДТП отменяют. Это происходит, когда в действиях водителя отсутствует вина, на основании которой это постановление было подписано сотрудниками ГИБДД. При возмещении ущерба здесь могут возникнуть сложности, особенно, если страховщик один и тот же. В таких случаях предусмотрен судебный порядок разбирательства. Только после этого будет вынесено такое решение, которое должны будут выполнить все стороны и участники.

Если участник ДТП не согласен с постановлением ГИБДД, то его нужно обжаловать. Для этого подается жалоба в вышестоящую инстанцию на действия сотрудников ГИБДД или же сразу подается исковое заявление в суд. Это должен быть районный суд по месту вынесения постановления по делу. Подача иска не требует даже оплаты государственной пошлины.

Остались вопросы, проконсультируйтесь у юриста

(бесплатно, круглосуточно, без выходных):

Штрафы за оставление места ДТП и санкции

Штрафы за оставление места ДТП указаны в п.п. 12.27.1 и 12.27.2 КоАП РФ. Первый случай касается неисполнения водителем обязанностей в случае аварии — невыставление знака аварийной остановки, невключение аварийной сигнализации, оставление ТС на проезжей части даже после составления схемы ДТП по европротоколу и, внимание, уезд с места аварии без претензий со стороны второго участника инцидента.

  • лишением права управления или арестом;
  • гражданским иском от СК потерпевшего;
  • гипотетически, виной за другие ДТП;
  • уголовным производством (если есть пострадавшие);
  • повышенным коэффициентом бонус-малус.

Действия при ДТП

В случае уезда с места аварии с целью уйти от ответственности, водителя ждет лишение прав на срок от года до полутора, либо арест до 15 суток. Еще один, малоприятный аспект связан с употреблением спиртного: даже если вы были на момент аварии трезвы, а затем (в состоянии стресса) употребили алкоголь, наступает ответственность по 12.27.3 КоАП РФ со штрафом до 30 тыс. руб. и ЛПУ до двух лет.

Этим нередко пользуются мошенники: попав в аварию, они извиняются перед другим владельцем ТС и предлагают выпить «по 50 граммов». Когда тот соглашается, приходят угрозы: либо потерпевший выплачивает им крупную сумму, либо к месту аварии вызываются инспекторы ДПС со всеми вытекающими последствиями. Помните об этом и никогда не употребляйте спиртное с незнакомцами на дороге!

Определение понятия

Под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, которое возникло в процессе движения транспортного средства по дороге и с его участием, когда оказались ранены или погибли люди, были нанесены повреждения автомобилям, грузам, сооружениям или причинен прочий материальный ущерб.

В такое понятие входит несколько условий, которые должны одновременно выполняться:

  • происшествие случилось в процессе движения транспортного средства;
  • автомобиль непосредственно участвовал в этой ситуации;
  • имеется ущерб (здоровью или жизни людей либо материальный).

Когда не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, то нельзя говорить, что случилось дорожно-транспортное происшествие.

Последовательность действий после ДТП

На законодательном уровне предусматривается установленная последовательность действий, предпринимаемых участниками происшествия. То, что обязаны в первую очередь сделать водители, которые причастны к ДТП, перечисляется на официальном сайте ГИБДД:

  1. Авто нужно остановить.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Поставить знак остановки из-за аварии (для населенного пункта на расстоянии пятнадцати метров, вне его – тридцать метров).
  4. Объекты, относящиеся к аварии, не передвигать.
  5. Установить, есть ли потерпевшие и сколько их.
  6. Потом нужно определить, свободна ли дорога для движения прочих транспортных средств. Лишь в том случае, когда положение машин мешает передвигаться другим автомобилям, нужно зафиксировать с помощью фото локализацию объектов-участников аварии и освободить по мере возможности проезжую часть.

Итак, что делать после ДТП, когда первостепенные меры были приняты? По возможности оставить следы происшествия. С этой целью можно объехать место аварии, оградить его другими предметами («запасками», огнетушителем и т. д.). Потом нужно собрать информацию: видео, фотографии, провести опрос свидетелей происшествия.

Если пострадавшие отсутствуют, водители могут составить совместно схему происшествия, а также подписать европротокол.

Куда ехать после ДТП

Пошаговые действия после ДТП

ФЗ № 40 «Об ОСАГО» устанавливает предел обращения после ДТП в страховую компанию: пять рабочих дней. Если у гражданина отсутствует возможность добраться самостоятельно до ее офиса, нужно отправить всю документацию с описью вложения заказным письмом в этот же срок. Когда не получается уложиться в установленное время, рекомендуется уведомить компанию письмом.

Независимой экспертизой пользуются, чтобы оценить:

  • явные и скрытые повреждения;
  • цену ремонта, восстановление ЛКП;
  • контроль автосервиса страховщика;
  • уточнение деталей, снятых с производства;
  • обеспечение экспертной объективности страховщика.

Отвечая на вопрос, нужно ли проводить после ДТП независимую экспертизу, знающие люди скажут, что она необходима. Экспертов желательно посетить и до подачи пакета документов страховщику, и после окончания ремонта.

Мы рассмотрели, что делать после ДТП.

Спартак Борисович Королёв

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Оцените статью
Страхование
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.