Что такое — Утеря товарной стоимости (УТС) автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

ОСАГО

Общие положения новой методики по расчету утраты товарной стоимости

Под товарной стоимостью автомобиля
понимается цена, за которую машину можно реально продать на рынке. Конечно, это
очень условный показатель, так как он зависит от региона регистрации ТС,
состояния рынка спроса и предложения, массовости или уникальности машины. Даже
незначительное повреждение авто при ДТП влияет на товарную стоимость
автомобиля, так как  ремонт никогда не
приведет к восстановлению исходных характеристик.

При расчете выплат по ОСАГО утрата
товарной стоимости автомобиля является одной из ключевых проблем:

  • в
    Законе № 40-ФЗ и Правилах ОСАГО содержаться очень расплывчатые формулировки для
    расчета УТС;
  • большинство
    страховых компаний всегда отказывают в возвещении утраты товарной стоимости,
    даже если в экспертном заключении сделан объективный расчет;
  • при
    рассмотрении спора в суде также возникают проблемы, так как единая методика ЦБ
    РФ не содержит правил расчета УТС.

Если для «древней» подержанной
машины утрата товарной стоимости не столько критична, то для новых авто разница
в цене может составлять десятки и сотни тысяч рублей.

Чтобы упорядочить правила расчета УТС,
Центробанк разработал единую методику для расчета размера утраченной товарной
стоимости при определении размера возмещения по ОСАГО. Если у вас нет желания
изучать весь проект, можно ограничиться общими принципами новой методики:

  • согласно
    проекту, УТС будет рассчитываться для автотранспорта в поврежденном или отремонтированном
    состоянии (при возможности установить степень повреждения после проведения
    ремонта);
  • величина
    УТС при повреждении авто рассчитывается как произведение стоимости ТС на момент
    повреждения на частное от деления коэффициента УТС, определенного по методике,
    на 100% (ниже приведем все формулы, по которым будет рассчитываться УТС);
  • в
    проекте методики регламентирован перечень оснований, при которых обязательно
    рассчитывается УТС, а также ситуации, когда это не допускается.

Что такое - Утеря товарной стоимости (УТС)  автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

Важно, что Центробанк предлагает
обновить Справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часов
работ (далее по тексту – Справочники) при определении размера расходов на
ремонт. Такие ценовые показатели будут указываться  с учетом границ субъектов РФ или экономических
регионов.

Ниже детально разберем все положения проекта, поскольку вероятность его утверждения практически равна 100%.

На данный момент существует
неопределенность в порядке применения действующей методики расчета для ОСАГО.
Оценщики страховой компании идет строго по нормативным требованиям, тогда как
частные автоэксперты ссылаются на рыночные цены. Суды в равной степени могут
выносить решения в пользу страховщика или потерпевшего, так как единая методика
абсолютно не соответствует действительности.

Новая методика должна обязательно
применяться:

  • страховыми компаниями или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют размер затрат на восстановление, стоимость авто, стоимость годных остатков при полной гибели машины, УТС, и и выплачивают страховое возмещение ОСАГО;
  • экспертами-техниками и экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы ТС;
  • судебными экспертами при проведении судебной экспертизы ТС.

Как видно из формулировок, значение
новой методики существенно шире, чем раньше. Она будет обязательно применяться в
целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) размера
расходов на ремонт, стоимости авто или годных остатков при полной гибели ТС, объективного
расчета УТС по ОСАГО.

Что такое - Утеря товарной стоимости (УТС)  автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

Судя по всему, независимые эксперты не смогут отступать от единой методики при составлении отчета. Это однозначно устранит неопределенность и разночтение нормативных актов.

Как рассчитывается

Самый важный момент, который интересует
пострадавшего от ДТП – сколько он получит денег по ОСАГО. Единая методика содержит
сразу несколько формул, которые будут использовать оценщики страховой компании
или независимые эксперты. Выделим ключевые моменты расчета стоимости ремонта и
утраты товарной стоимости.

Целью расчета является установление
наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения машины в состояние,
в котором она находилось до ДТП. Размер расходов определяется только в
отношении повреждений, возникших в результате аварии. Перечень повреждений
определяется при первичном осмотре и может уточняться (дополняться) при
проведении дополнительных обследований.

Требования к определению размера затрат
на ремонт и восстановление ТС:

  • размер
    расходов определяется на дату ДТП с
    учетом условий и границ региональных товарных рынков места аварии (т.е. если вы
    попали в ДТП в другом регионе, именно по его расценкам будет считаться ущерб);
  • относительная
    потеря товарной стоимости, характеристик и ресурса в процессе эксплуатации,
    характеризуется показателем износа;
  • размер
    затрат на ремонт определяется исходя из их стоимости (работ по восстановлению,
    окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), расценок на
    детали, материалы взамен поврежденных;
  • размер
    расходов по ремонту определяется без учета дополнительных расходов по улучшению
    и модернизации автомобиля.

Свр – стоимость ремонта (расходы на
восстановительный ремонт);

Рр – расходы на проведение работ по
ремонту транспортного средства

Что такое - Утеря товарной стоимости (УТС)  автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

Рм – расходы на материалы;

Рзч – расходы на запасные части,
используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).

Результат расчета округляется до сотен
рублей.

Обратите внимание! Расхождение между размером расходов на ремонт, или в результатах расчета УТС, выполненных различными специалистами, будет признано допустимой погрешностью,  если оно не превышает 10 процентов. Это означает, что страховые компанию заведомо получают преимущество при рассмотрении дела в суде.

Как правило, расчет производится с помощью специально созданных программ, так называемых онлайн-калькуляторов. Ключевыми моментами для расчета будут являться:

  • процент износа ТС;
  • год выпуска;
  • количество реального пробега автомобиля;
  • участие в авариях ранее.

Если расчет страховщика не соответствует ожиданиям собственника, у последнего есть право на проведение независимая экспертизы. В дальнейшем можно будет взыскать сумму УТС в суде. Также стоит обращать внимание на условия договора, которые предлагает страховщик при оформлении полиса (ОСАГО и КАСКО), бывает и так, что страховщики прописывают в договоре пункт, что данное страхование не предусматривает выплату УТС. В таком случае взыскать компенсацию не представляется возможным.

Возместить сниженную товарную стоимость автомобиля можно также и по полису КАСКО, а не только ОСАГО.

Здесь точно также следует обратить внимание на содержание договора, есть там приписка о том, что страховщик не несет ответственности по вопросу компенсации УТС.

Что такое - Утеря товарной стоимости (УТС)  автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

Еще нужно не забывать о том, что в добровольном порядке страховая вряд ли согласиться возместить такой ущерб, поэтому придется обращаться в суд по такому же алгоритму действий, что и при обращении в судебную инстанцию по ОСАГО.

В остальном же правила для расчетов УТС действуют практически такие же, как и в случаях вычислений данного параметра по полису ОСАГО.

Для удобства изучения можно все параметры свести в одну таблицу, чтобы легче было определить разницу между УТС по КАСКО или УТС по ОСАГО.

Сразу бросается в глаза именно размер износа: по ОСАГО – не более 40%, а по КАСКО – не более 35%.

Алгоритм расчета УТС для возмещения по ОСАГО

Теперь обратим внимание на
обстоятельства и критерии, которые будут учитываться при расчете утраты
товарной стоимости. Прежде всего, автомобиль будут идентифицировать по
следующим показателям:

  • идентификационный
    номер VIN;
  • регистрационные
    номера узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины), их соответствие ПТС,
    свидетельству о регистрации ТС,  документам
    о ДТП;
  • тип,
    марка, модель, даты изготовления машины (либо отдельных комплектующих, если они
    заменялись в период эксплуатации);
  • тип
    коробки передач (АКПП, МКПП);
  • цвета
    и типа лакокрасочного покрытия;
  • 3
    основные технические характеристики и комплектации автомобиля.

Важно, что если в ходе идентификации
эксперт выявит несоответствие указанных параметров или следы внесения изменений,
этот факт будет отдельно указан в акте осмотра и экспертном заключении. Это не
означает, что вы не сможете получить страховку, однако возникнут очевидные
проблемы с доказыванием.

По итогам первичного осмотра составляется
акт. В этом документе отражаются следующие блоки данных:

  • основание
    для проведения осмотра (например, заказ-наряд или заявление владельца ТС);
  • дата
    осмотра (указывается время начала и окончания осмотра);
  • место
    и условия проведения осмотра;
  • реквизиты
    регистрационных документов на машину;
  • сведения
    о владельце автомобиля;
  • сведения
    о соответствии или несоответствии характеристик материалам ДТП, регистрационным
    документам;
  • сведения
    о дефектах эксплуатации, повреждениях доаварийного характера, следах ранее
    проведенного ремонта, иных факторов, которые повлияют результаты экспертизы;
  • предварительное
    установление причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями авто;
  • сведения
    о возможных скрытых повреждениях;
  • информация
    о пробах и элементах, взятых для исследования;
  • сведения
    о лице, проводившем осмотр;
  • сведения
    о лицах, присутствовавших при осмотре ТС, их замечания и подписи лиц;
  • дата
    составления документа.

Обязательным приложением к акту осмотра
являются фотоматериалы. Они  оформляются
на бумажном носителе и в электронной форме. Дополнительным приложением к акту
осмотра является видеозапись.

При первичном осмотре фиксируются
повреждения по результатам внешнего осмотра, т.е. без вмешательства в
конструкцию авто. Также эксперт может применять инструментальные методы, технические
средства измерения или диагностическое оборудование.

Если фактический осмотр невозможен (например, если машина находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизирована, продана на момент осмотра), допускается установление повреждений на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фотоматериалов). Для этого обязательно требуется письменное согласие потерпевшего и страховщика.

Можно ли взыскать УТС после ДТП по ОСАГО

Ни один закон в настоящее время не обзывает страховщиков производить расчет УТС. Неудивительно, что многие страховые компании по своей инициативе этого не делают, рассчитывая на невнимательность или незнание данных тонкостей страхователями.

Еще по теме  Как рассчитывается ОСАГО формула расчета ОСАГО

Пострадавшей стороне необходимо произвести расчет УТС по своей инициативе, затем направить заключение в рамках досудебной претензии в страховую компанию. Если страховщик проигнорирует требования, указанные в претензии, необходимо идти в суд.

Ключевыми факторами, имеющими реальное значение, в таком случае будут являться:

  • собственник автомобиля невиновен в аварии;
  • в результате аварии сумма ущерба, выплаченная лицу, составляет меньше существующего лимита (то есть не достигла 400 000 рублей);
  • автомобиль находился в эксплуатации (иномарка – не более 5 лет, российский производитель – не более 3 лет).

Как определяются характеристик повреждений при утрате товарной стоимости

На показатели УТС будет влиять каждое
повреждение, от мелкого скола на бампере, до разрушения подвески. В проекте
методики определены правила для оценки повреждений по каждому основному узлу и
агрегату.

Для оценки повреждений деталей кузова применяются
 показатели, которые напрямую влияют на
методы и трудоемкость ремонта:

  • площадь
    повреждения либо соотношение площади повреждения к общей площади части, детали;
  • глубина
    (объем) повреждения;
  • в
    отдельных случаях – длина повреждения;
  • вид
    (характеристика) деформации детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • конструктивные
    характеристики детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • локализация
    (место расположения) повреждений для определения доступности ремонта.

Что такое - Утеря товарной стоимости (УТС)  автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

При описании эксперт обязан пользоваться
терминами и определениями, указанными в методике.

Для оценки повреждений лакокрасочного
покрытия используются следующие показатели:

  • тип
    лакокрасочного покрытия;
  • размерные
    характеристики повреждения (в единицах измерения или по отношению к размерам
    части, детали);
  • характеристика
    послойных повреждений покрытия (повреждение лака, наружный слой, до грунта, до
    материала);
  • материал
    окрашенной части, узла, агрегата или детали транспортного средства (пластик,
    сталь, алюминий и т.п.).

Эксперт обязан учесть места размещения
рекламы на наружных поверхностях, наличие цветографических схем,
опознавательных знаков и надписей, изображений, в том числе пленок,
автомобильной аэрографии.

По каждому выявленному  повреждению отражается следующая информация:

  • вид
    повреждения в соответствии с типовыми определениями;
  • место
    расположения;
  • характер
    и объем.

Для каждой поврежденной детали (узла,
агрегата) авто определяется вид и объем предполагаемого ремонта и категория
окраски.

Запись о необходимости инструментальной
диагностики и дефектовки с разборкой для установления скрытых повреждений
делается в случае выявления дефектов:

  • дорогостоящей
    детали (стоимость которых превышает 5% от стоимости автомобиля);
  • двигателя,
    коробки передач, раздаточной коробки;
  • ведущих
    мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов;
  • рулевого
    механизма, гидроусилителя руля;
  • топливного
    насоса высокого давления;
  • мультимедийных,
    электронных устройств, электронных блоков управления системами машины;
  • систем
    безопасности, блоков предохранителей.

Что такое - Утеря товарной стоимости (УТС)  автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

Обратите внимание! Наличие механических
повреждений только в виде царапин, задиров и сколов на корпусе не является
основанием для замены узла в сборе, так как не влияет на его характеристики
авто.

Необходимость и объем работ по
устранению перекосов определяются по результатам замеров. При отсутствии
визуально фиксируемых повреждений деталей (узлов) подвески решение о замене
элемента принимается по результатам инструментального контроля, по результатам
измерений углов установки колес (УУК) с их последующей регулировкой.

При назначении замены поврежденных
стекол, приборов освещения (электрооборудования), либо частей, узлов, агрегатов
и деталей с ресурсом меньшим, чем ресурс ТС (например, аккумуляторная батарея,
шины, ремни), либо при наличии повреждений и дефектов, не характерных для машин
с аналогичными параметрами, эксперт обязан зафиксировать их марку
(производителя), год выпуска, состояние или показатель износа.

Решение о замене деталей, изготовленных
из пластиковых материалов, принимается в случае, если изготовитель не
регламентирует их ремонт при установленных повреждениях, либо если их ремонт и
окраска, технически невозможны или экономически нецелесообразны.

Решение о замене приборов освещения
принимается в случае невозможности ремонта их креплений, либо при отсутствии
ремонтных комплектов на рынке. Окрасочные работы назначаются в минимально
допустимом технологией производителя объеме, позволяющем восстановить
доаварийные свойства. При значительном объеме окрашиваемых деталей эксперт
проверяет экономическую целесообразность наружной окраски кузова.

В случае, когда в ходе осмотра сделано заключение о полной гибели ТС по техническим показателям или предположение об экономической нецелесообразности проведения ремонта, в акте отражается перечень и состояние неповрежденных деталей (узлов, агрегатов) для определения их стоимости.

Оплачивать ремонт или рассчитывать
компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан
установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и
аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • устанавливается
    возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах,
    указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
  • проводится
    сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с
    иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после
    столкновения;
  • анализируются
    данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о
    нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится
    их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.

Проверка связи повреждений проводится с
использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и
направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто,
проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного
сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением
компьютерных графических программ.

Что такое - Утеря товарной стоимости (УТС)  автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

При исследовании причинно-следственных
связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза
лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также
комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения
спора.

Взыскание с виновника

В результате произошедшей аварии автомобили получают повреждения, которые могут повлиять не только на визуальные характеристики автомобиля, но также и на ее техническое состояние, уменьшая стоимость автомобиля на рынке.

Как правило, страховщики выплачивают сумму компенсации для ремонта автомобиля, игнорируя выплаты по УТС, не придавая значения тому, насколько снизилась стоимость автомобиля после аварии.

Утрата стоимости, как правило, возникает, если в результате ДТП был поврежден кузов или салон автомобиля. Также, важно понимать, что в процессе ремонта могут проводиться работы по выпрямлению, покраске частей кузова или замене поврежденных элементов.

Если автомобиль застрахован по КАСКО, владельцу потребуется выполнить следующие действия для получения компенсации в результате утраты товарной стоимости автомобиля:

  • Заявить досудебную претензию, в которой указать все полученные повреждения, обстоятельства аварии и предложение компенсировать полученный ущерб.

Что такое - Утеря товарной стоимости (УТС)  автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

Претензия составляется в 2-х экземплярах, один необходимо отдать страховщику, а второй оставить себе, на нем будет стоять отметка о принятии претензии страховщиком. Данная отметка будет являться подтверждением того, что претензия получена представителем страховой компании. Отчет срока на рассмотрение производится со дня, следующего за получением экземпляра досудебной претензии.

  • По своей инициативе провести оценку УТС, обратившись к эксперту, который не имеет отношения к страховой компании.
  • Если по истечению установленного срока (30 дней) выплат не последовало, либо поступил официальный отказ в выплате, у вас есть право защищать свои интересы в судебном порядке. Отметим, что по таким спорам истцу не нужно будет уплачивать государственную пошлину.
  • Необходимо получить справку №154 у страховщика для приложения к иску.
  • Если на момент обращения в суд ремонт автомобиля уже был произведен, рекомендуется также предоставить заказ-наряд и другие подтверждающие документы.

Лимит выплат по ОСАГО предусмотрен действующим законодательством и составляет 400 000 рублей. Если сумма ущерба превышает данную сумму, разницу можно будет требовать с лица, по чьей вине произошла авария. Необходимо действовать согласно логике соблюдать последовательность действий, чтобы не нарушить порядок досудебного урегулирования споров.

В такой ситуации важно придерживаться следующего порядка действий:

  • направить претензию страховщику, в ответ на которую получить отказ в выплате, поскольку сумма превышает установленный лимит;
  • подать исковое заявление, ответчиком указать виновника аварии;
  • приложить к заявлению результаты проведенной оценки и документы, подтверждающие суммы выплат от страховщика.

Поскольку сумма УТС также входит в лимит выплат по ОСАГО, в случае превышения лимита взыскать разницу вполне реально с виновника аварии. Важно подтвердить заявленные требования и предоставить результаты экспертного заключения, это будет являться основанием.

Особенности расчета УТС после ДТП

В проекте методики предусмотрены и
специальные особенности, которые будут учитываться при расчете утраты товарной
стоимости. УТС рассчитывается для транспортных средств, при осмотре которых выявлена
необходимость выполнения одного из следующих видов ремонтных работ:

  • устранение
    перекоса кузова (проема) или рамы транспортного средства;
  • замена
    несъемных элементов кузова машины (полная или частичная);
  • ремонт
    съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) авто (в том числе
    пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • полная
    или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова транспортного
    средства, бамперов;
  • полная
    или частичная разборка салона автомобиля.

Не будет рассчитываться показатель УТС:

  • эксплуатационные
    повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также
    повреждений, вызванных механическими воздействиями (незначительных по площади
    сколов, рисок, не нарушающих защитных функций лакокрасочного покрытия составных
    частей оперения; одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова
    (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски площадью не более
    0,25 дм2);
  • повреждения,
    которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в
    окрашивании и не ухудшают внешний вид автомобиля (стекло, фары, бампера
    неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя
    фурнитура и т.п.).

Таблица Хальбгевакса

Величина утраты товарной стоимости
зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их
устранению. Величина утраты товарной стоимости при повреждении транспортного
средства определяется в отношении каждого поврежденного элемента и
рассчитывается по формуле, указанной в методике.

КУТСокр
= КУТСокр(1) КУТСокр (N-1)ˑ(N — 1), %, где:

  • КУТСокр
    – коэффициент утраты товарной стоимости при поэлементной окраске наружных
    элементов;
  • КУТСокр(1)
    – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске первой кузовной составной
    части или бампера;
  • КУТСокр(𝑁𝑁−1) – коэффициент утраты товарной
    стоимости по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или
    бампера;
  • N
    – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата
    товарной стоимости.
Еще по теме  Доверенность на оформление ОСАГО образец заполнения договора как правильно написать документ на получение страхового полиса для автомобиля

При учете утраты товарной стоимости для
узлов в сборе недопустимо дополнительно применять утрату товарной стоимости для
их частей.

На данный момент вопрос с выплатой товарной стоимости, которая была утрачена, стоит достаточно остро, поскольку многие клиенты компаний попросту не знают о такой возможности.

Страховщики часто не хотят проводить исследования по той простой причине, что платят за процедуру именно они.

Но выплата должна производиться самостоятельно компанией, даже без требования клиента, а если этого не выполняется — следует идти в суд.

Но имеются определенные ситуации, в которых подача в суд просто необходима, это случаи, когда срок выпуска иностранных и отечественных авто не более пяти и трех лет соответственно.

Образец заявления на УТС в страховую

Необходимость иска в суд возникает, когда амортизация авто на момент аварии составляет не более 35%, а случай был признан страховым в соответствии с законом.

Причем нет той, которая более выгодна для стороны компании или ее клиента, ведь показатели строго индивидуальные.

В целом применяется формула Минюста, а также способ Хальбгевакса, которые на данный момент используются наиболее часто.

Для них нужно применять математические способы, а также использовать специальные таблицы. Но формула расчета УТС автомобиля по единой методике не применяется благодаря наличию сразу нескольких схожих формул.

Заключение

Ожидается, что новая методика будет утверждена уже к началу осени, а вступит в силу с января 2020 года. Так как самостоятельно разобраться в правила расчета крайне сложно, рекомендуем обратиться за помощью к нашим автоюристам. Вы получите подробную консультацию о нововведениях, а при поддержке юриста добьетесь полного возмещения утраты товарной стоимости по ОСАГО.

Что говорится в законодательстве

Еще буквально до начала 2015 года УТС не относили к реальному ущербу и не обращали на него особого внимания. Теперь же, с 29.01.15 г.

Постановлением Пленума ВС РФ №2 в абзаце 1 статьи 29 этот параметр расчетов страховых со своими клиентами определен как реальный ущерб, а потому он должен всегда приплюсовываться к страховой выплате.

В случае невыполнения такого указания составляется претензия по УТС ОСАГО на имя руководителя страховой компании, и если она не будет удовлетворена, то вполне вероятно страховщика могут оштрафовать или даже отобрать лицензию.

В каких случаях выплачивается

Расчет железнодорожного тарифа на перевозку грузов онлайн

Сниженная товарная стоимость машины, попавшей в автодорожную аварию, может быть оплачена только в том случае, если испорченные и поломанные детали существенно портят ее внешний вид и затрудняют использование четырехколесной автотехники.

Перед тем как рассчитать этот показатель необходимо еще учесть некоторые правила, которые заключаются в следующем:

  1. При начислении УТС для автомобиля отечественного производства, износ должен составлять не больше, чем 40%. При этом возраст авто должен быть 3 года, а пробег не превышать 50 000 км.
  2. Когда рассчитывается УТС для иномарки, то ее износ тоже не должен быть более 40%, но по возрасту такие машины допускаются к рассмотрению не старше 5 лет с пробегом, не превышающим 100 000 км.
  3. Автомобиль за всю свою историю существования не должен попадать в аварию ни одного раза, только тогда УТС будет учтен.
  4. Отечественные автобусы и грузовой транспорт, которым более 1 года.
  5. Иномарки, по которым гарантийный срок истек.
  6. Иностранные автобусы возрастом более 5 лет.

На пробег обращают внимание не все страховые службы, но все-таки учесть этот параметр также стоит перед тем, как подавать заявление на оплату утраты товарной стоимости техники.

Нужно помнить об условиях страхового договора, если в этом документе есть пункт, где сказано, что страховщик имеет право отказать в выплате клиенту УТС, тогда ни один суд не станет на сторону страхователя – клиента компании.

Потому как условия соглашения, заключенного между сторонами изначально, являются первичной базой, на которую будет опираться судебная инстанция при рассмотрении дела.

Кроме этого, нужно еще отметить случаи, когда именно следует применять расчет потери товарной стоимости автомобиля, привести в доаварийное состояние на 100%, которое невозможно. УТС применяется в следующих случаях, когда необходимо:

  • разбирать и собирать салон;
  • рихтовать и окрашивать поверхность машины;
  • производить замену (полную или частичную) каких-то несъемных конструкций;
  • править геометрию кузова, рамы и устранять их деформацию;
  • ремонтировать двери, крышку для багажника, пластиковое крыло и прочее.

При этом смотрят еще и на то, как машина движется, трогается с места, совершает маневры, какие требуется произвести ремонтные работы внутренних деталей автомобиля, отвечающих за его прямую эксплуатацию.

Если нужно устанавливать только мелкие какие-то элементы, то УТС не учитывается. Это могут быть молдинги, корпус зеркала, дверные ручки, накладки, часть облицовки и прочее.

Как рассчитать УТС по ОСАГО

Когда расчеты ведутся страховой компанией, то размер потери товарного вида может достигать до 20%, взятых от самого реального ущерба, первично оцененного экспертом при наступлении страхового случая.

Данные ее изначально страховщик принимать не будет, так определено в ч.«б» ст. 1 законодательного акта от 23.06.16 г. №214-ФЗ, вступившего в полную силу 4 июля 2020 года.

Но зато водители смогут использовать отчеты такой экспертизы в суде или прилагать их к претензии, если будут не согласны с действиями страховой организации.

Для расчетов используют, как правило, два классических приема:

  1. По методу, предложенному Министерством юстиции России.
  2. По способу Хальбгевакса.

Все эти методы и способы применимы исключительно только к одному случаю ремонта машины, поэтому все расчеты будут вестись только по одной аварии.Расчеты способом Минюста РФ

В данном случае расчет УТС будет напрямую зависеть от следующих правил:

  1. Сумма всех коэффициентов должна быть снижена на 20%, когда производится замена конструктивов и их установка при помощи сварки.
  2. Суммы, которые выделялись страховой компанией на ремонт, не могут превышать стоимость новых деталей, годных к замене.
  3. Если обнаружиться, что выравнивание кузова было сделано еще до попадания машины в аварию, то тогда коэффициент Ki должен быть уменьшен наполовину.
  4. Полное либо частичное окрашивание авто всегда уменьшает его стоимость, но должен учитываться возраст машины – не более 5 лет для иностранных машин и 3-х – для отечественных.

Когда обнаруживают такие дефекты на деталях корпуса, образовавшиеся до момента наступления ДТП, которые следует ремонтировать строго путем окрашивания, тогда параметр Кокр(1) должен быть выставлен меньшим – 0,35.

Тогда результат вычислений будет меняться в зависимости от того, сколько насчитано таких дефектов (n).

Кокр – Кокр * n пов. / n.

Разу нужно отметить важные правила для этих расчетов, которые заключаются в следующих пунктах:

  1. Распространяется на машины-иномарки возрастом до 5 лет с показателями спидометра не выше – 100 000 км на дату совершенного ДТП.
  2. Распространяется на машины отечественного выпуска возрастом до 3-х лет и с показателями на спидометре не больше 50 000 км на дату случившейся аварии.
  3. Чтобы произвести расчеты следует собрать следующие входные данные:
    • цена авто на момент выпуска из завода – ЦН;
    • цена машины по рыночному спросу непосредственно перед самой аварией – ЦР;
    • год заводского выпуска авто;
    • объем денежной массы (средств), что понадобиться для восстановления машины – СО;
    • сколько стоят услуги ремонта – СР;
    • Какие фигурируют по случаю расценки на запасные части, детали, материалы – СМ.

После этих расчетов всегда будут находить еще и два вспомогательных – А и В, которые помогут привести самую формулу в более рабочий вид.

Здесь также понадобиться учесть несколько ключевых факторов:

  • если значение А выявляется меньшим 10% (ремонт достаточно дешевый), то показатель снижения денежных эквивалентов будут рассчитывать только в исключительных обстоятельствах;
  • если значение А выявилось большим 90%, а В – 40%, тогда уменьшающий показатель вообще не трогают (не рассчитывают) потому как ремонт очень дорогой.

Наиболее сложный порядок расчетов – это использование метода РД или Руководящего документа.

Ввиду сложности формулы и множества нюансов обычно такие расчеты производятся исключительно специалистами и только при помощи вычислительных компьютерных программ.

В основном метод применяется для определения товарного снижения иномарок Премиум класса или очень дорогостоящих машин заграничного производства.

Именно по той причине, что потеря товарной ценности автомобиля после аварии приравнивается к реальному ущербу, ее размер не оплачивается отдельно от максимально установленного лимита страховки по ОСАГО, а входит в него.

Это обозначает, что если по ущербу на сегодня установлен максимум в 400 000 рублей, то и УТС будет входить в эту сумму также, а не прибавляться к ней.

Пример расчета

Хоть старые машины и не рассматриваются для расчетов УТС, но мы приведем пример расчета для случая, когда авто попало в аварию в 2010 году.

Еще по теме  Учет страховой премии ОСАГО

Пример вычисления по методу Минюста:

  1. На ремонт отправили отечественное авто – ВАЗ 21047 2007 года выпуска в стандартной комплектации, с пробегом – 50 000 км, двигатель инжекторный, есть сигнализация.
  2. Ремонт капота.
  3. Первичная цена машины на 2007 год составляла – 208 000 рублей (цена авто-аналога).
  4. Цена машины за несколько дней до аварии определялась с учетом износа совокупно за все годы использования – 21,7%:

    (0,35% (износ на 1000 км. пробега) х 50 1,2% (показатель старения) х 3,5 (годы использования авто до оценки) = 21,7%).

  5. На момент определения стоимости такие авто уже были сняты с производства (2010 год, октябрь), поэтому цену посчитали – не 208 000, а 199 680 руб.:

    (0,96 х 208 000, где 0,96 коэффициент для машин снятых с производства).

  6. Цена авто после его продажи до аварии примерно составит – 179 712 руб.:

    (0,90 х 199 680 руб., где 0,90 – коэффициент снижения стоимости для авто возрастом более 5 лет).

  7. Цена авто с учетом износа – 140 714,50 руб.:

    (179 712 – (179 712 х 21,7%/100%) = 140 714,50 руб.).

  8. Чтобы определить среднюю стоимость автомобиля для рыночных предложений, используются специальные таблицы, в которых отобраны 5 вариантов цен для такого типа автомобиля: 120 750 руб., 127 200 руб., 132 500 руб., 130 000 руб., 125 730 руб. Найдено среднее значение – 127 236 руб.:

    ((120 750 руб. 127 200 руб. 132 500 руб. 130 000 руб. 125 730 руб.) / 5 = 127 236 руб.)

  9. Если учесть 95% уторговывания, то можно определить окончательный вариант прогнозируемой цены авто до аварии – 120 874,20 руб.
  10. Коэффициент использовался – 0,40.
  11. Нахождение УТС:

120 874,20 * (0,40 0,40 0,40) / 100 = 1450,50 руб.

Для несложного ремонта иномарок используется коэффициент «Ki» в значении – 0,30, а для сложных ремонтных работ – 0,70.

При переносе этих показателей на отечественное, да еще и устаревшее даже для 2010 года авто для сложных ремонтов использовать можно показатель – 0,40.

Как получить

Процессы получения УТС до сих пор сегодня еще находятся на стадии разработки и усовершенствования. Но это не говорит о том, что получить от страховщика покрытие подобного рода убытков нереально.

Для этого просто пишут заявление, подают необходимые документы и проходят определенную процедуру взыскания со страховщика сумм УТС.

Только сначала необходимо обратить внимание на условия страхового договора – нет ли там оговорки об освобождении страховщика от обязанности, погашать суммы ущерба при снижении товарной стоимости поврежденного в ДТП авто.

Потому что такое содержание пункта обязательств страховщика хоть и ничтожно на основании законов, но все равно решать тогда придется этот вопрос через суд.

Заявление

Заявление-требование для оплаты страховщиком сумм утраченной товарной стоимости машины, которая была восстановлена после ДТП, обязательно должно составляться и подаваться на регистрацию в канцелярию страховой компании в 2-х экземплярах.

Один заверенный входящим способом экземпляр идет на рассмотрение руководства компании, а второй – отдается на руки подателю требования.

Заявление, как правило, составляется исковое потому, что порядок возмещения УТС еще находится в стадии разработки, а это значит, что не все страховые организации сразу же бросятся удовлетворять такие просьбы.

Документ должен содержать следующие основные пункты:

  1. Шапка заявления включает в себя:
    • название судебной инстанции;
    • данные страховой компании как Ответчика;
    • данные клиента страховой компании как Истца;
    • данные третьего лица – виновника ДТП;
    • цена иска и размер госпошлины.
  2. Описание автодорожного случая и характер повреждений машин.
  3. Указать, что истец является клиентом страховой компании, что подтверждается действующим полисом ОСАГО.
  4. Пропись факта обращения в страховую компанию за выплатами.
  5. Факт отказа страховой компании.
  6. Законодательные обоснования – приводятся статьи закона, подтверждающие право страхователя получить от страховщика суммы УТС.
  7. Факт обращения страхователя к независимой экспертизе и приложение отчетных документов, где указана сумма УТС.
  8. Цена иска – это невыплаченная сумма УТС.
  9. Далее следует сама просьба, которую лучше излагать по пунктам. В столбик – «ПРОШУ взыскать с ответчика»:
    • суммы УТС;
    • размер судебных издержек;
    • госпошлину, что оплачивалась истцом.
  10. После этого в обязательном порядке перечисляются все документы, которые служат приложением к заявлению.
  11. Оканчивается документ подписью истца и датой составления.

Документы

К документам, сдаваемым вместе с исковым заявлением, относятся следующие бумаги:

  • гражданский паспорт, его копия;
  • водительские права;
  • полис ОСАГО или договор;
  • копия заявления и претензии, которые были поданы ранее истцом при досудебном урегулировании;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документы на машины – ПТС, свидетельство о регистрации, техталон или диагностическая карта;
  • документы из ГИБДД – копия справки о ДТП, постановление или отказ от возбуждения дела при обозначении административной ответственности, протокол и прочее;
  • копия извещения о ДТП;
  • копия акта о наступлении страхового случая;
  • документы от экспертных оценщиков о реальной стоимости ремонта авто;
  • акт осмотра экспертным оценщиком;
  • отчет о размере УТС от независимого эксперта;
  • договор, что заключался между экспертным оценщиком и клиентом-истцом;
  • копии иска по тому количеству участников в деле, которые фигурируют в самом исковом заявлении.

Порядок взыскания

Чтобы быть уверенным в том, что вам возместят убытки в полном объеме, и не задаваться больше вопросом о том, как вернуть УТС по ОСАГО, необходимо просто изучить руководство по оформлению такого платежного параметра.

Порядок взыскания со страховой компании УТС заключается в следующих шагах:

  1. Подать заявление в страховую с просьбой компенсировать повреждения.
  2. Ждать одобрения в письменной форме и дальнейшего перечисления денег. Напомним, суммы УТС отдельно не начисляют так, чтобы они превышали общий максимум сумм страховки по ущербу (400 000 руб.).
  3. Провести самостоятельный анализ по вероятности возмещения потерянной стоимости машины.
  4. Показать независимым экспертным оценщикам поломанную машину или подать им документы, свидетельствующие о поломках, их деталировке, сметной стоимости или калькуляции ремонтных работ для того, чтобы они смогли рассчитать УТС.
  5. Написать заявление-требование с просьбой выплатить сумму потерянной товарной стоимости машины, которая образовалась после ее ремонта.
  6. Если страховая присылает отказ с реальными аргументами, тогда нужно писать претензию на имя руководителя страховой организации.
  7. После отказа и на претензию, можно уже подавать иск в суд.
  8. Судебным решением обычно определяет выплата УТС по страховому случаю.

Тогда зачем нужна независимая экспертиза? Очень просто – она пригодится для дальнейшего расчета УТС.

Нельзя забывать писать свои реквизиты, куда следует перечислять суммы УТС, банковских счетов. Эти реквизиты прилагаются повсюду – как в заявлении, в претензии, так и в судебном иске.

Кто оплачивает

Оплачиваться утрата товарной стоимости должна тем лицом, который является ответчиком по исковому заявлению. Это может быть как стразовая компания, так и виновник ДТП.

В том случае, когда сумма страховки уже составила 400 000 рублей (по закону страховщик больше выплатить не может), тогда оставшийся размер УТС будет возмещать сам виновник аварии из собственных средств.

Неустойка

Сейчас отдельного положения по неустойке при невыплате или задержке выплаты сумм УТС страховыми компаниями не предусмотрено. Все подобные случаи подлежат окончательному урегулированию в общепринятом порядке.

Это обозначает, что неустойка будет устанавливаться та, которая обычно принимается за меру ответственности при просроченном исполнении или неисполнении судебного решения.

Всего обычно на исполнение судебного решение дается 20 дней.

Примеры из судебной практики

На практике всего через суд выигрывается дел по погашению страховой компанией сниженной рыночной стоимости автомобиля примерно в 90% случаев.

Одни иски удовлетворяются в пользу требования страховщику оплатить УТС, другие – нет. В большинстве своем такие взыскания проходят успешно для клиентов страховых компаний.

В этих случаях, конечно же, дела будут выиграны страховыми компаниями, а не их клиентами.

Можно для наглядности привести два примера из судебной практики, показывающих динамику и ход развития решения таких вопросов:

  1. Отрицательное для истца решение суда. Автотранспортное средство Toyota Corolla, принадлежащий ООО «Вологдапромсоль», пострадал в аварии летом 2020 года. Федеральным Северо-западным арбитражным судом было принято решение отказать в просьбе истца о возмещении УТС по данном случаю. Страховая организация ОАО «Железнодорожная страховая компания» сумела доказать, что большая часть повреждений была на авто еще до аварии. Суд удовлетворил только просьбу о выплате суммы на ремонт тех повреждений, что были причинены посредством ДТП.
  2. Положительное для истца решение суда. В конце 2015 года (ноябрь) в Свердловской области Арбитражным судом было принято решение удовлетворить просьбу о взыскании страховки и УТС по страховому случаю ОСАГО (дело №А 60-6977/2015). Постановление гласило о том, что УТС также признается реальным ущербом, подлежащим к возмещению страховой компанией.

Есть случаи, когда суды удовлетворяют просьбы, мотивируя свои решения Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года.

Только нужно, чтобы автомобиль соответствовал всем параметрам, которые выставлены на сегодня по правилам начисления УТС.

Тогда есть шанс, что суд постановит, чтобы сумму сниженной рыночной стоимости машины потерпевшего возмещал виновник аварии.

Оцените статью
Страхование
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.