Расчет износа по ОСАГО — калькулятор 2020 коэффициент износа автомобиля

ОСАГО

Что такое Единая методика расчета ущерба?

С октября 2014 года действует единая методика расчета ущерба по ОСАГО. Страховые компании и независимые эксперты должны использовать это руководство в своей работе.

Раньше страховки зачастую не хватало для ремонта авто. Водителям приходится требовать расторжения договора, через суд добиваться выплаты страхового возмещения.

Чтобы сделать расчеты понятными и прозрачными, создано новое руководство. Но алгоритм использует средние показатели и не позволяет получить полное возмещение.

Купить КАСКО онлайн – как не наткнуться на мошенников?

Описание Методики

Документ включает тринадцать параметров, влияющих на восстановительный ремонт (Положение ЦБ РФ №432-П). Так, цена зависит от принадлежности к экономическому региону (всего их тринадцать), стоимости запчастей и ремонта. По мнению Российского Союза Автостраховщиков (РСА) цена ремонта зависит от популярности транспортного средства.

Разделы Методики:

  1. Семь глав о расчете размера возмещения ОСАГО.
  2. Десять приложений, где перечисляется стоимость запчастей, коэффициенты, размеры среднегодового пробега авто.
  3. Электронная база данных.

Цены деталей указываются средние, действующие по региону. Посмотреть Единую методику можно на сайте РСА по этой ссылке.

Руководство применяется в случае попадания в ДТП водителей, застраховавших свою автогражданскую ответственность.

Четыре категории специалистов, которые обязаны применять универсальный способ расчетов:

  1. Представители страховщика, которые проводят осмотр ТС.
  2. Эксперты, имеющие лицензию.
  3. Аттестованные компании.
  4. Судебные эксперты.

По результатам исследования водитель получает на руки заключение, необходимое для выплаты компенсации.

Применение единого алгоритма расчетов позволяет решить следующие проблемы:

  1. Уменьшить количество споров со страховыми компаниями.
  2. Дать возможность каждому водителю самостоятельно определить размер причиненного ущерба.
  3. Повысить надежность работы страховщиков.

ОСАГО на грузовой автомобиль – как рассчитать стоимость полиса онлайн?

Но есть и недостатки. Расчет убытков по универсальной методике ОСАГО не всегда устраивает водителей, поскольку не учитывает нюансы, например то, что стоимость деталей повышается.

Водители зачастую получают страховку меньше той, на которую рассчитывали.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО принята Центральным Банком Российской Федерации.

Расчет износа по ОСАГО - калькулятор 2020 коэффициент износа автомобиля

Введена для обязательного применения работниками экспертно-технических отделов страховых компаний при расследовании последствий ДТП.

Она использует четко установленные нормативные документы и расчеты, необходимые для предотвращения разногласий, споров, возникающих в ходе процедуры оценки ущерба, нанесенного имуществу потерпевшего.

Что это такое

ЕМРУ – это собрание формул расчета нанесенного ущерба с их последовательной расшифровкой и указанием областей применения. Единая методика, как нормативный документ, предназначен для использования работниками экспертных организаций. Был принят к исполнению в 2014 году.

Благодаря его появлению удалось устранить следующие факторы:

  • большое количество судебных исков страхователей к страховщикам
  • обманные действия представителей страховых компаний
  • отсутствие единой модели расчета убытков
  • нестабильной ситуации касающейся выплаты страховой компенсации по полису ОСАГО
  • заниженного уровня доверия к СК

За основу составления Единой методики расчета взяты следующие документы:

  • ФЗ №432-П. Используется для расчета денежной выплаты пострадавшей стороне
  • ФЗ №433-П. Устанавливает правила работы работников экспертных служб для их корректной работы по выявлению фактов, позволяющих определить картину ущерба с установлением конкретных деталей ДТП
  • БЦЗ — электронная база данных стоимости запасных частей автомобиля. Используемая информация соответствует времени на момент произошедшей аварии.

Расчет износа по ОСАГО - калькулятор 2020 коэффициент износа автомобиля

Рассчитать стоимость ОСАГО онлайн на сайте ИнгосстрахРассчитать стоимость ОСАГО на сайте СогласиеРассчитать стоимость ОСАГО на сайте Ренессанс СтрахованиеРассчитать стоимость ОСАГО на сайте Тинькофф Страхование

Структура

Единая методика расчета ущерба расписывает порядок выполнения диагностических мероприятий с последующим составлением выводов в виде актов. Каждая операция имеет четкий алгоритм выполнения действий, все используемые критерии и коэффициенты представлены в виде справочных приложений. Структурная линейка ЕМРУ состоит из:

  • 7 основных глав
  • 10 справочных приложений
  • электронной базы расценок для запасных частей
  • правил выполнения работ по технической экспертизе

ЕМРУ используется в следующих случаях:

  • при наступления страхового случая по страховому полису автогражданки и необходимости выезда на место ДТП экспертных работников страховой компании
  • при привлечении независимых экспертных служб для оценки нанесенных повреждений
  • когда работу выполняют частные лицензированные специалисты, которые имеют действующую аттестацию
  • в случае судебного разбирательства, когда экспертизу выполняют государственные эксперты, имеющие соответствующие разрешения

Результатом экспертной оценки является составление акта с соответствующими ми уполномоченного лица относительно:

  • присутствия при осмотре участников ДТП
  • информации о состоянии транспортного средства
  • сведений о владельце автомобиля
  • времени и места, условиях проведения экспертного осмотра
  • наличия скрытого ущерба на транспортном средстве
  • повреждения авто, не имеющих отношения к аварии

К акту прилагаются фото, видеоматериалы в качестве дополнительных сведений, подтверждающих проведенный осмотр. Существует возможность повторной экспертизы, требующейся для фиксации скрытых повреждений, обнаруженных при осмотре на СТО. В этом случае, обязательно присутствие представителей участников аварии, сертифицированного специалиста, имеющего лицензию на проведение осмотра.

Расчет износа по ОСАГО - калькулятор 2020 коэффициент износа автомобиля

Основные параметры, которыми руководствуется эксперт при составлении акта:

  • размеры,качество деформации поврежденных поверхностей
  • какие узлы, агрегаты повреждены и требуют полной замены
  • характеристика повреждения деталей в районе удара
  • возможность применения восстановительных работ

Имея полную картину ущерба, нанесенного транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия, специалист экспертной службы высчитывает размер денежной компенсации для проведения ремонтных работ. Сроки, требуемые для заполнения акта, составляют не менее 3, но не более 10 рабочих дней после проведения экспертного осмотра.

Когда ответственность за участника ДТП несет страховая компания, официально объявленная банкротом, тогда в качестве эксперта приглашается представитель РСА. Задействованный специалист должен быть зарегистрирован в реестре Министерства Юстиции Российской Федерации. Проверить полномочия сотрудника РСА можно на официальном сайте этой организации.

Действия по проведению экспертизы представителем РСА выполняются в следующем порядке:

  • специалист приглашается через Почту России заказным письмом с уведомлением либо телеграммой. Срок подачи приглашения 3 – 5 дней до назначенной экспертизы
  • осмотр производится на СТО при помощи специального подъемного устройства. Транспортное средство должно быть чистым. Такие действия позволяют обнаружить все повреждения: явные и скрытые
  • эксперт РСА фиксирует важные моменты при помощи фото и видеоаппаратуры, составляет акт осмотра. При несогласии с выводами специалиста, участники экспертизы фиксируют свои возражения в документе

Итоги с расчетом денежной компенсации можно получить по исходу 10 дней. Далее, при участии адвоката подается исковое заявление в суд. Полученное решение, адвокат направляет в РСА. Выплата компенсации происходит через 14 календарных дней.

Стоимость запасных частей, материалов, определяется на момент дорожно-транспортного происшествия. При этом учитывается размер износа, поврежденных в аварии, узлов и комплектующих транспортного средства.

Расчет износа по ОСАГО - калькулятор 2020 коэффициент износа автомобиля

В сумму размера выплат по восстановлению пострадавшего автомобиля входят расходы на оплату работы по выполнению ремонта. Возмещение средств по восстановлению с улучшениями, тюннинг транспортного средства не производится.

Оплачиваются следующие ремонтные операции:

  • восстановительные работы, в том числе покрасочные
  • диагностические, регулировочные действия
  • выполнение контроля
  • дополнительные вспомогательные действия
  • Необходимым слагающим расчета размера выплат выступает сумма стоимости запасных частей, узлов и материалов, использующихся для замены пострадавших после аварии.
  • Для расчета используется, основная определяющая сумму выплаты, формула:
  • Свр= Рр Рм Рзч ,
  • где:
  • Свр – общая цена ремонта
  • Рр — стоимость проведенных работ по восстановлению ТС
  • Рм – затраты на материалы
  • Рзч – расходы на приобретение запасных частей, установленных взамен поврежденных

Полученная сумма, после расчета по основной формуле, округляется до сотен рублей. Допускается предел погрешности расчета общей стоимости ремонта не более 10 %. Такой разбег в цене не допускается при приобретении для замены поврежденных узлов, б/у запасных частей.

Для точного расчета суммы компенсации по полису ОСАГО на восстановление разбитого автомобиля при ДТП, используются следующие критерии:

  • число, месяц, год случившейся аварии
  • город, область, региональное расположение
  • марка транспортного средства
  • год производства, регистрации
  • как оснащен автомобиль производителем
  • общее состояние ТС, наличие повреждений, полученных до столкновения
  • состояние запасных частей, узлов, которые необходимо заменить новыми

Вся информация, влияющая на расчет затрат по восстановлению, берется из акта экспертизы, составленного компетентным лицом. Данные могут добавляться, это зависит от количества проводимых осмотров, обнаружения новых дефектов и скрытых повреждений.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2020 году - калькулятор, когда вступила в силу

Для расчета суммы расходов на ремонт поврежденного автомобиля представитель страховой компании использует следующие слагаемые:

  • стоимость производимых работ
  • общую цену закупки материалов
  • расходы на приобретение узлов и запасных частей для замены поврежденных

Для расчета затраченных средств на приобретение деталей применяется:

  • коэффициент, уменьшающий выплату денежной компенсации. Он зависит от износа поврежденного узла, выраженного в процентном соотношении
  • год выпуска автомобиля, продолжительность использования
  • показания одометра машины

При невозможности восстановить разбитое ТС с применением ремонтных работ, страховая компания обязана выплатить компенсацию на приобретение нового автомобиля.

Нормативная база

Если в результате ДТП имуществу потерпевшего был нанесён вред, то размер убытков, подлежащих возмещению по ОСАГО, определяется следующим образом:

  • как разность действительной стоимости объекта на момент инцидента и остатков, годных для реализации, в случае когда ремонт невозможен либо его цена не меньше денежного эквивалента самого ТС;
  • как совокупность расходов на мероприятия, необходимые чтобы привести автомобиль к виду, в котором он находился до наступления страхового случая.

Потерпевший вправе самостоятельно выбрать способ возмещения ущерба:

  • организацию ремонта, если это рентабельно;
  • компенсационную выплату.

Порядок расчётов не зависит от формы покрытия. В частности, затраты на приобретение запасных частей определяются с поправкой на износ элементов автомобиля, подлежащих замене. При этом согласно действующим нормам, начисляемая амортизация не должна превышать половины стоимости повреждённых комплектующих.

Структура методики

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2020 году - калькулятор, когда вступила в силу

ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее. С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.

Еще по теме  Динамики в автомобильных аудиосистемах - что это какие бывают и в чм разница

Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав, которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений, которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных, которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
Тип Номер Краткое название Информация
Глава основного закона 1 Порядок определения повреждений ТС Содержит общие сведения о ЕМРУ. Также здесь указывается, что ЕМРУ была создана для того, чтобы с ее помощью можно было бы рассчитать сумму страховой компенсации при повреждении любого ТС. Здесь же оговариваются некоторые основные понятия (доказательство, обследование ТС, результат обследований), которые используются для расчета страховых выплат. Здесь же указывается информация о том, что все обследования делятся на первичные (их осуществляет аварийный комиссар или техник страховщика) и дополнительные (их осуществляет судебные и независимые эксперты).
2 Исследование обстоятельств ДТП Эта глава оговаривает вопрос изучения обстоятельств ДТП. Обстоятельства аварии изучаются при помощи специальных экспертиз, с помощью которых можно установить ключевые детали аварии (на основании этих сведений в дальнейшем можно установить виновника аварии, степень виновности, тип нарушений, которые привели к аварии, объем нанесенных повреждений и так далее). Обычно для исследования обстоятельств аварии проводится 2 экспертизы. Первая экспертиза представляет собой экспертно-сопоставительный анализ документации, которая была составлена после ДТП. Вторая экспертиза — это научно-экспертный анализ ДТП, с помощью которого можно установить характер и тип нанесенных повреждений; на основании этих данных можно составить компьютерную модель, с помощью которой можно установить виновника аварии. Если одна из сторон не согласна с выводами предыдущих экспертиз, она может провести дополнительную экспертизу, чтобы уточнить некоторые детали, которые могут иметь значение при рассмотрении дела.
3 Определение уровня расходов на ремонт Содержит ряд алгоритмов, с помощью которых можно рассчитать итоговую стоимость ремонта транспортного средства. Здесь оговариваются такие статьи расходов — покупка новых автозапчастей (мотор, фары, бампер и так далее), покупка материалов (краска, грунтовка, абразивные материалы и так далее) и услуги техников.
4 Определения уровня износа при покупке новых деталей Данная глава содержит сведения, на основании которых можно рассчитать износ старых деталей. Дело в том, что многие детали со временем портятся, поэтому при определении уровня компенсации следует из полной стоимости каждой новой детали вычесть остаточную стоимость старой детали (с учетом износа).
5 Определение стоимости уцелевших деталей, если ТС уничтожено В данной главе расписывается методика, с помощью которой можно рассчитать стоимость некоторых запчастей при условии, что ТС полностью уничтожено (при этом существует возможность повторного использования этих неповрежденных деталей). Дело в том, что нанесенные повреждения могут быть такими сильными, что машину будет практически невозможно починить, однако при этом некоторые детали могут быть исправными. На основании данных, указанных в этой главе, можно рассчитать стоимость этих исправных запчастей.
6 Определение стоимости ТС до повреждения Содержит информацию о том, как с помощью методики рассчитать стоимость транспортного средства до аварии. С помощью этих сведений можно понять, а имеет ли вообще смысл заниматься восстановлением транспортного средства. Дело в том, что иногда повреждения могут быть такими сильными, что ремонт транспортного средства не имеет смысла (например, стоимость машины до аварии может быть намного ниже стоимости ремонта). Также в этой главе указывается методика расчета среднерыночной стоимости нового автомобиля, который аналогичен поврежденному. Если оказывается, что новая машина стоит намного дешевле ремонта поврежденной машины, то человеку просто вручают деньги на покупку нового транспортного средства (ведь подсчитать стоимость машины до аварии в большинстве случаев довольно трудно).
7 Порядок утверждения справочников для расчета средней стоимости поврежденных деталей В этой главе содержится список источников, с помощью которых техник или страховщик смогут подсчитать стоимость новых деталей. Дело в том, что при расчете ущерба используется множество параметров, которые могут меняться (например, рыночная стоимость деталей). В качестве нормативных документов, содержащих необходимую информацию, используются некоторые постановления Центробанка, электронная база запчастей, ценовые нормативы и некоторые другие документы, которые не противоречат ЕМРУ.
Приложение к закону 1 Фотосъемка ДТП и поврежденного автомобиля Содержит информацию о том, как и в каких случаях необходимо зафиксировать последствия аварии на фото- или видеоаппаратуру. Эта информация пригодится как в случае оформления стандартного протокола с привлечением сотрудников ГИБДД, так и в случае оформления европротокола без участия сотрудников автоинспекции. Также эти сведения могут пригодиться в случае судебного разбирательства.
2 Типовые повреждения ТС Содержит информацию, с помощью которой можно значительно упростить процедуру классификации нанесенных повреждений. Также в этом приложении указывается, что всего существует 32 характерных повреждения.
3 Затраты на восстановление кузова некоторых транспортных средств В этом пункте содержится информация, на основании которой можно рассчитать стоимость затрат на ремонт неметаллических кузовов некоторых транспортных средств. Дело в том, что кузов некоторых иностранных и отечественных машин делают не из металла, а из некоторых других материалов (например, из специального пластика), поэтому необходима дополнительная методика для расчета ремонта такого кузова.
4 Товарные рынки и границы экономических регионов Содержит информацию о том, к каким экономическим регионам относятся те или иные области (всего 13 регионов). Дело в том, что расчет среднерыночной стоимости деталей производится с учетом экономического региона (ведь, например, цена детали в Санкт-Петербурге может значительно отличаться от цены такой же детали во Владивостоке).
5 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа При расчете степени износа используются 2 специальных коэффициента (в зависимости от типа и марки транспортного средства). В этом приложении можно узнать размер этих коэффициентов, чтобы верно подсчитать степень износа.
6 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа очень старых деталей В некоторых случаях значения 2 поправочных коэффициентов (используются для расчета степени износа) могут быть уменьшены. В этом приложении указываются сведению о том, в каких конкретно случаях это может произойти; также здесь указывается степень уменьшения этих поправочных коэффициентов.
7 Список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа Для некоторых поврежденных деталей устанавливается нулевое значение износа. В этом приложении представлен список этих деталей (тормозные диски, рулевые колеса, наконечники рулевой тяги и так далее).
8 Справочник среднегодовых пробегов ТС (с учетом регионов) При расчете стоимости ремонта также учитывается пробег автомобиля. В этом приложении можно узнать среднегодовой пробег транспортных средств (учитывается тип ТС и регион проживания).
9 Понижающий коэффициент K, с помощью которого можно учесть время эксплутации ТС Стоимость страховой выплаты может быть немного уменьшена в зависимости от того, какое количество времени транспортное средство находится в эксплуатации. В этом приложении указывается размер этого понижающего коэффициента (размер коэффициента зависит от типа транспортного средства и срока эксплуатации).
10 Дополнительный коэффициент K, с помощью которого можно учесть характер механических повреждений Стоимость страховой выплаты может быть изменена в зависимости от характера механических повреждений. В этом приложении указывается размер поправочного коэффициента, а сам коэффициент зависит от степени механических повреждений.

Как произвести расчёт износа по ОСАГО для деталей, подлежащих замене?

Износ учитывается при определении стоимости всех деталей автотранспортного средства, кроме тех, что прямо влияют на безопасность эксплуатации автомобиля.

Детали без износа по ОСАГО регламентируются приложением 7 к Постановлению Банка России, регулирующим порядок проведения расчета.

К таким деталям относятся:

  • ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
  • элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
  • детали антиблокировочной системы;
  • тормозные диски, колодки, барабаны;
  • индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
  • пружины педали тормоза и колодок;
  • суппорты;
  • механизмы рулевого управления;
  • отдельные элементы сцепных устройств.

Значения ΔT и ΔL и определены Единой методикой. Например, для легкового транспортного средства марки ВАЗ они соответственно равны 0,057 и 0,0030. А для Mazda 0,049 и 0,0025. При этом у автобусов на данные величины модификация никак не повлияет, поэтому показатели одинаковые для всех устройств такого типа составляют 0,113 и 0,0008.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2020 году - калькулятор, когда вступила в силу

Потеря потребительских свойств элемента может произойти из-за нарушения технологии проведения ремонтных работ или лакокрасочного слоя кузова. Например, если найдены следы повышенной коррозии, то применяется дополнительный множитель, равный 25,0%.

Износ равен нулю для элементов, неисправность которых согласно Правилам дорожного движения РФ приводит к запрету на эксплуатацию автомобиля.

Ниже приведены несколько таких устройств:

  • подушки безопасности;
  • удерживающие ремни;
  • составляющие тормозной системы;
  • рулевой механизм;
  • сцепная конструкция.

Если комплектующее изделие не менялось с начала срока использования ТС, то его возраст и пробег принимаются равными соответствующим значениям машины. В ситуации, когда замену детали до аварии можно доказать документально, рассматриваемые величины вычисляются как разность между показателями автомобиля и новой запчасти.

Интервал применения элемента определяется в годах с момента начала эксплуатации транспортного средства или установки в процессе проведения ремонтных работ. Если нельзя узнать точную дату, когда деталь начали использовать по прямому назначению, то за неё принимается 1 января года выпуска.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2020 году - калькулятор, когда вступила в силу

Пробег ТС обычно берут из показаний одометра. А если он неисправен или состояние машины не соответствует заявленному значению, то руководствуются усреднёнными справочными данными, приведёнными в Методике. Например, для легкового автомобиля, принадлежащего физическому лицу и используемого в основном на территории Московской области, установлено, что он в среднем за год проезжает 18,0 тыс. км.

Еще по теме  Оформление ОСАГО в СОГАЗ онлайн

Если на детали присутствует сквозная коррозия, то её износ независимо от любых других факторов устанавливается на максимальной отметке.

Износ шин

ИШ (%) — процентный показатель амортизации шины колеса;

НН (мм) — высота рисунка протектора шины, которая ещё не использовалась;

НФ (мм) — фактический уровень рисунка;

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2020 году - калькулятор, когда вступила в силу

НДОП (мм) — допустимый максимум изношенности покрышки, установленный законодательством РФ.

Кроме того, возраст шины может добавить ещё один множитель:

  • от 3 до 5 лет — 15%;
  • свыше 5 лет — это 25%.

Акт осмотра транспортного средства после ДТП

После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).

Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:

  • Причина проведения осмотра транспортного средства (в нашем случае это будет ДТП).
  • Точная дата начала и окончания осмотра ТС.
  • Точный адрес. Если авария произошла возле какого-либо дома — название улицы и номер дома, если авария произошла на перекрестке — названия улиц, если авария произошла вдали от каких-либо населенных пунктов — название трассы, номер километра и направление движения.
  • Полная информация о собственнике, а также информация о человеке, который находился за рулем во время аварии (ведь в общем случае за рулем может находиться не владелец авто, а какой-либо другой человек, например, друг владельца автомобиля).
  • Информация о транспортном средстве — комплектация, начало эксплуатации, пробег и так далее.
  • Информация о повреждениях, которые возникли до ДТП. Следует указать не только все старые повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее. Если был произведен ремонт или менялись запчасти — этот факт также необходимо отразить в акте.
  • Информация о повреждениях, которые возникли вследствие ДТП. Следует указать не только все имеющиеся повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее.
  • Если для проведения дополнительной экспертизы бралась какая-либо деталь на анализ, этот факт необходимо отразить в акте.
  • Также следует указать в акте текущее состояние автомобиля. Если автомобиль был эвакуирован — следует отразить в акте информацию о том, куда и как было эвакуировано транспортное средство.

Правила проведения экспертизы расчета по РСА

Владельцу транспортного средства в Российской Федерации необходимо обязательно оформлять страховой полис ОСАГО. Его расчет происходит относительно коэффициентов и базовых ставок, которые определяются государством. Основные законы, которые регулируют расчет коэффициента ОСАГО, следующие:

  • Указание Банка России №5000 «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов…»;
  • Федеральный закон №40.

Центробанк отвечает за урегулирования ставок для коэффициента ОСАГО. С января 2019 вступили в силу изменения для базы расчета подобных коэффициентов, которые поступили от Центробанка.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2020 году - калькулятор, когда вступила в силу

Базовую ставку используют для расчета коэффициента ОСАГО в 2019. Ее устанавливают в страховой компании на основании минимального и максимального значений. Процедура определения базовой ставки неизвестна. На это может влиять множество факторов, например, страховая история владельца авто, марка авто и другие характеристики.

Базовая ставка будет зависеть от категории транспортного средства. Размеры предельных базовых ставок по категориям будут следующими:

  1. Транспортные средства категории A и M (мотоциклы, мопеды, легкие квадрициклы) – от 694 до 1407 руб.;
  2. Транспортные средства категорий B и BE:
  • для юридических лиц – от 2058 до 2911 руб.;
  • для физических лиц и ИП – от 2746 до 4942 руб.;
  • для ТС, которые используют под такси – от 4110 до 7399 руб.;
  1. Транспортные средства категории C и CЕ:
  • с массой до 16 тонн – от 2807 до 5053 руб.;
  • с массой от 16 тонн – от 4227 до 7609 руб.;
  1. Транспортные средства категории D и DE:
  • с количество пассажирских мест до 16 чел. – от 2246 до 4044 руб.;
  • с количеством пассажиров от 16 чел. – от 2807 до 5053 руб.;
  • ТС для регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров, согласно установленному маршруту – от 4110 до 7399 руб.;
  1. Транспортные средства категории Tb (троллейбусы) – от 2246 до 4044 руб.;
  2. Транспортные средства категории Tm (трамваи) – от 1401 до 2521 руб.;
  3. Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, за исключением ТС, у которых нет колесных движителей – от 899 до 1895.

Чтобы определить категорию транспортного средства, необходимо ознакомиться с информацией о нем, которая занесена в общем регистре. Ее можно узнать из паспорта ТС, технического паспорта или талона. Также при определении стоимости полиса ОСАГО учитывается наличие или отсутствие у транспортного средства прицепа.

Чтобы понять, что такое коэффициент ОСАГО и для чего он нужен, необходимо ознакомиться с определенной формулой. Для того чтобы рассчитать полис ОСАГО нужно учитывать базовые ставки и коэффициенты.

  • Формула для определения стоимости полиса ОСАГО будет иметь следующий вид:
  • Т= ТБ*КТ*КБМТ*КВС*КО*КМ*КС*КП*КН*КПр
  • ТБ – это базовая ставка. Расшифровка коэффициентов из формулы наведена ниже:
  • КТ – это территориальный коэффициент ОСАГО;
  • КБМ – коэффициент бонус-малус;
  • КВС – коэффициент возраста и стажа;
  • КН – коэффициент нарушений в полисе;
  • КО – коэффициент ограничение на количество допущенных лиц;
  • КПр – для транспортных средств с прицепом;
  • КП – коэффициент периода страхования;
  • КМ – коэффициент мощность двигателя;
  • КС – коэффициент срока эксплуатации транспортного средства.

Коэффициент КВС в ОСАГО – это показатель, который используется при расчете суммы полиса ОСАГО и зависит от возраста водителя и его водительского стажа. Такой показатель применяется из-за того, что у молодых и неопытных водителей может появиться больше шансов попадания в аварию. Для расчета коэффициента возраста и стажа ОСАГО в 2019 есть таблица с значениями.

КМ – это коэффициент мощности в ОСАГО. Информацию для данного показателя можно узнать в паспорте на транспортное средство.

КП – это коэффициент страховки ОСАГО, а точнее периода ее использования. Такой показатель используют тогда, когда период действия страхового полиса составляет больше года.

КТ – это территориальный коэффициент ОСАГО.  Его определение зависит от таких двух показателей:

  • в случае, когда транспортное средство зарегистрировано на физическое лицо, на размер КТ в 2019 влияет место регистрации его владельца;
  • когда владельцем транспортного средства является организация, то на размер КТ будет влиять регион регистрации юридического лица.

Для расчета территориального коэффициента ОСАГО есть таблица по регионам России.

Коэффициент КМ в полисе ОСАГО – это показатель, который зависит от мощности двигателя. Информацию по поводу мощности двигателя можно узнать в техническом паспорте транспортного средства.

Стоит учесть, что в ситуациях, когда мощность указана в кВт, такой показатель необходимо перевести в другие единицы измерения. Далее необходимо посмотреть значения коэффициентов относительно количеству лошадиных сил.

Такой показатель определяет вероятность возникновения аварийных ситуаций.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2020 году - калькулятор, когда вступила в силу

Единая методика рассчетов ущерба содержит специальные правила, которые регулируют проведение специальных экспертиз, с помощью которых можно определить размер денежной компенсации.

ЕМРУ требует, чтобы эксперты соответствовали следующим требованиям:

  • У них должно быть высшее техническое образование.
  • Они должны пройти специальные экспертно-технические курсы. В конце они должны успешно сдать экзамен.
  • Они должны хотя бы 1 раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.
  • Минимальный профильный стаж — 12 месяцев.
  • После получения лицензии на проведение экспертизы информация об эксперте вносится в специальный список техников-автоэкспертов. Этот список можно найти на сайте РСА. Из этого реестра можно узнать следующую информацию об эксперте — полное имя, город, юридический статус, сроки аккредитации, контактные данные и так далее.

Выплата

Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР СМ СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10%.
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

    Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

    И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля. Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.

Итак, величину износа определенной детали можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись:

  • специальными онлайн программами;
  • формулой.

При использовании онлайн программы потребуются следующие данные:

  • дата выпуска автомобиля (параметр можно узнать из ПТС);
  • дата дорожного происшествия;
  • вид транспортного средства;
  • величина пробега на дату ДТП;
  • высота протектора шин (параметр так же определяется на дату дорожной аварии).

Например, транспортное средство было выпущено 8 апреля 2014 года. ДТП произошло 19 декабря 2020 года. К моменту аварии пробег составляет 53000 км, а высота протектора шин, установленных на транспортном средстве 2 мм.

износ комплектующих деталей автомобиля составляет 25,7%
износ АКБ 50%
износ шин 50%
ΔТ коэффициент, зависящий от срока эксплуатации автотранспорта
Тки непосредственно срок эксплуатации (величина измерения – год)
ΔL коэффициент, который зависит от величины пробега автомобиля
Lки величина пробега (определяется в тысячах километров)
е это основание логарифма. Параметр принимается равным 2,72
Вид транспорта ΔТ ΔL
Легковые автомобили следующих марок:
ВАЗ, ЗАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ 0,057 0,003
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai 0,057 0,0029
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar,
Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo
0,042 0,0023
Acura, Buick, Cadillac,
Chevrolet, Chrysler,
Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac
0,045 0,0024
Hyundai, Kia, Ssang Yong, Daewoo 0,052 0,0026
Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota 0,049 0,0025
Грузовые автотранспортные средства, включая бортовые автомобиль, фургоны, самосвалы, тягачи не зависимо от марки автотранспортного средства 0,077 0,0023
Автобусы 0,113 0,0008
Трамваи и троллейбусы 0,098 0,0008
Прицепы, включая полуприцепы для грузового автотранспорта 0,09
Прицепы для легкового автотранспорта 0,06
Мотоциклы (не зависимо от марки и модели) 0,07
Мотороллеры, скутеры, мопеды 0,09
Специализированная сельскохозяйственная, дорожная, строительная, пожарная техника 0, 15
Велосипеды 0, 04

Размер страховой выплаты по автогражданке зависит от расходов на:

  • проведение ремонта, то есть стоимость работ по восстановлению поврежденного в результате ДТП транспортного средства;
  • приобретение материалов, например, для покраски частей кузова;
  • приобретение запасных частей, подлежащих замене.
Кj количество элементов определенного вида, подлежащих замене
m число элементов, требующих замены
СДj стоимость одного элемента
Иj величина износа

Количество элементов определяется на основании результатов независимой экспертизы. Стоимость запасных частей регулируется справочником, разработанным специалистами.

Величина износа определяется по приведенной ранее формуле. Расчет коэффициентов износа при выплате ОСАГО производится специалистами.

Из формулы видно, что размер подсчитанного износа уменьшает сумму страховой выплаты.

Разберем, как влияет размер износа на размер компенсационной выплаты на конкретном примере:

  • при дорожном столкновении поврежден бампер автотранспортного средства, что подтверждено соответствующими документами и результатами проведенной экспертизы;
  • стоимость нового бампера составляет 8 500 рублей;
  • для оплаты работы по замене бампера требуется 4 000 рублей;
  • износ транспортного средства, определенный специалистом составляет 25%.

8500 – 8500/100*25 = 6 375 рублей

Размер полученной компенсации составит

6 375 4 000 = 10 375 рублей

Полученная сумма по страховке с учетом естественного износа будет на 2 125 рублей меньше.

На первый взгляд данная сумма не значительна, однако если автотранспортное средство имеет большее количество повреждений и деталей, требующих замены, а сам автомобиль имеет более высокий параметр износа, то не выплаченная сумма может сильно повлиять на возможность восстановления автотранспортного средства.

Заключение

Теперь вы знаете о том, что из себя представляет ЕМРУ. Подведем итоги. Во-первых, ЕМРУ является основным методом, с помощью которого можно точно установить размер страховой компенсации при ДТП. Во-вторых, ЕМРУ представляет собой документ, который состоит из 7 глав и 10 приложений, где содержится вся основная информация о методике.

В-третьих, чтобы рассчитать размер компенсации, необходимо знать следующие параметры — стоимость новых деталей, степень износа деталей, стоимость материалов, стоимость ремонта и так далее.

Какими законодательными актами регулируется

Необходимость учета износа отдельных деталей и агрегатов автотранспортного средства регламентируется:

  1. Статьей 12 Закона «Об обязательном автостраховании» (№40-ФЗ. Последние изменения документа вступили в силу с 1 сентября 2020 года).
  2. Главой 9 Постановления Правительства №263 (утверждение Правил обязательного автострахования).

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2020 году - калькулятор, когда вступила в силу

Так же документами определяются:

  • способы получения компенсации. Автовладелец по своему усмотрению имеет право осуществить ремонт автотранспорта за счет средств страховой компании (причем организация, производящая восстановительный ремонт так же может быть выбрана самостоятельно) или получить денежную сумму, необходимую для ремонта;
  • порядок проведения экспертизы. На первом этапе осмотр автомобиля производится сотрудниками автоинспекции (при оформлении ДТП через ГИБДД) или представителя страховой компании и только после этого транспортное средство направляется на экспертизу;
  • перечень документов, необходимых для получения страховой выплаты и так далее.

Размер износа определяется в соответствии с единой методикой, разработанной и утвержденной Положением Банка России №432-П. Документ был принят и введен в действие осенью 2014 года.

Описанный в документе способ определения размера страховой компенсации является обязательным для применения, как страховыми компаниями, так и сотрудниками, работающими в организациях, специализирующихся на проведение экспертизы автотранспорта.

Пример

ΔТ*Тки*ΔL*L = 0,057*3*0,003*42 = 0,021546

е в рассчитанной степени = 0,9786844569

1 — 0,9786844569 = 0,0213155431

100*0,0213155431 = 21,3155431

Таким образом, износ деталей составит 21, 32%.

Что делать, если СК обманывает при оценке

Поскольку расчетом износа занимается представитель страховой компании, заинтересованный в получении прибыли, то параметр износа может быть существенно завышен. Как поступить в такой ситуации и вернуть средства, которые должны быть выплачены по закону?

Автовладелец должен действовать по следующей схеме:

  • проведение повторной экспертизы по определению ущерба автомобиля и оценке стоимости ремонта. Обращаться рекомендуется в независимую компанию, которая никак не связана со страховой организацией. Только в этом случае можно получить действительно реальную оценку;
  • подача искового заявления в судебные органы. На данном этапе главное корректно составить исковое заявление, в котором указать все обстоятельства вынудившие обратиться в суд. Документ целесообразнее составлять совместно с квалифицированным автоюристом, знающим все требуемые нюансы. К исковому заявлению прилагаются все документы, касающиеся:
    • обстоятельств дорожного происшествия, в результате которого был получен ущерб;
    • результатов проведения экспертиз;
    • расчета суммы страхового возмещения;
    • выплаты компенсации.

    Подготовить необходимые документы так же помогает автоюрист;

  • получение судебного решения. Современная судебная практика показывает, что большинство споров по поводу занижения страховой выплаты автогражданки решаются в пользу застрахованного лица, то есть автовладельца. Однако при незначительном занижении страховой компенсации решение может быть принято в и пользу страховой компании.

В настоящее время, по мнению специалистов, методика расчета страховой выплаты по обязательному автострахованию не является совершенной и требует некоторых доработок.

Поэтому важно самостоятельно разобраться каким именно способом происходит расчет страховой компенсации и износа автотранспортного средства.

Расчет износа автомобиля

На процент износа автомобиля влияют следующие факторы:

  1. Тип автомобиля (легковой, грузовой, мотоцикл и т.д.);
  2. Страна, в которой произведена машина;
  3. Пробег;
  4. Год начала эксплуатации (как правило, принимается во внимание год выпуска);
  5. Дата ДТП, в котором пострадало авто.

Методики расчёта

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2020 году - калькулятор, когда вступила в силу

На сегодняшний день существует 2 основные методики расчёта износа:

  1. Оценка общего износа автомобиля. В расчёт принимают во внимание год выпуска автомобиля, пробег и территорию эксплуатации. По такой формуле в том числе определяется общая стоимость машины.
  2. Оценка стоимости отдельных узлов и агрегатов автомобиля с использованием формулы, установленной вышеназванным Постановлением Правительства.

Первая методика практически не применяется на практике, так как подавляющее большинство расчётов проводится для установления стоимости возмещений по ОСАГО, которые в соответствии с законодательством рассчитываются именно по второй формуле.

Формула расчёта

Переменные в формуле расчета износа автомобиля означают:

  • И – износ комплектующих машины;
  • е – 2,72 (основа натуральных логарифмов);
  • КТ – коэффициент влияния на износ детали срока эксплуатации авто;
  • Т – срок эксплуатации машины;
  • КL – коэффициент влияния на износ агрегата или узла автомобиля пробега т/с;
  • L – пробег автомобиля до даты аварии.

Значение коэффициентов КТ и KL изменяются в зависимости от модели и марки автомобиля, поэтому самостоятельно рассчитать износ достаточно трудно. Воспользуйтесь онлайн калькулятором расчета износа автомобиля на сайте, чтобы узнать точное значение износа.

Оцените статью
Страхование
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.