Коэффициенты ОСАГО в 2020 году

ОСАГО

Поправки в Закон в части стоимости ОСАГО, которые не были приняты в процессе обсуждения законопроекта

За все годы реализации ОСАГО в России система «бонус-малус» так и не заработала. Причин много, но главная крайняя сложность вдения отдельного учета аварийности по каждому водителю и каждому автомобилю.

Согласно законопроекту вместо истории аварийности на размер тарифа теперь будет влиять история нарушений правил дорожного движения.

Вводится коэффициент в зависимости от

«наличия или отсутствия административных правонарушений в области дорожного движения в предшествующие периоды осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия административных правонарушений в области дорожного движения в предшествующие периоды осуществления обязательного страхования гражданской ответственности каждого из указанных водителей;

Перечень административных правонарушений в области дорожного движения, наличие или отсутствие которых влияет на размер страхового тарифа по обязательному страхованию, устанавливается Правительством Российской Федерации.»

Основная российская проблема — требование к учету нарушений и водителя и владельца автомобиля сохранена. Как страховым компаниям удастся реализовать эту систему пока непонятно. Требуется обеспечить постоянный доступ к единой базе данных ГИБДД (а есть ли в России такая база?!).

Применение нового коэффициента и отказ от старого КБМ приведет к пересмотру тарифов у всех страхователей России — у подавляющего большинства водителей тарифы вырастут (единицы могу похвастать отсутствием штрафов за последние два-три года).

Будем надеяться, что данная инициатива Минфина не будет поддержана законодателями, т.к. рынок еще просто не готов к реализации такой концепции.

(Данная поправка не согласована и, вероятно, не попадет в финальную версию Закона об ОСАГО)

«Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется на основании заявления о заключении договора обязательного страхования с учетом сведений о страховании, представленных владельцем транспортного средства. В случае отсутствия у владельца транспортного средства сведений о страховании страховщик при расчете страховой премии по договору обязательного страхования руководствуется сведениями информационных баз данных профессионального объединения страховщиков либо страховщика, с которым у владельца транспортного средства был заключен предыдущий договор обязательного страхования.

Заключение договора обязательного страхования без учета сведений о страховании по предыдущим договорам обязательного страхования владельца транспортного средства допускается при наличии подтверждения профессионального объединения страховщиков о невозможности получения сведений о страховании для расчета страховой премии по данному договору обязательного страхования.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.»

Коэффициенты ОСАГО в 2020 году

Правда, вызывает некоторое недоумение необходимость информации о страховании по предыдущим договорам, если теперь КБМ будет устанавливаться не в зависимости от выплат по предыдущим договорам, а в зависимости от правонарушений – всей статистикой правонарушений обладают органы ГИБДД, а не страховщики.

В Российский союз автостраховщиков поступили предложения Минпромторга по дифференциации тарифов ОСАГО в зависимости от возраста автомобиля. Зависимость стоимости полиса ОСАГО от возраста автомобиля существует в 10 европейских странах — по статистике, старые машины чаще являются участниками ДТП и при этом дороже в ремонте, чем новые. Введение такого коэффициента будет способствовать обновлению парка машин, ведь содержать старый автомобиль станет существенно дороже.

Будет ли предложение Минпромторга поддержано страховщиками, Минфином и Правительством пока не ясно.

С 1 сентября 2010 года вступило в силу Постановление правительства РФ № 361 от 24 мая 2010 г. «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств», которое изменяет порядок учета износа заменяемых деталей — при расчете стоимости восстановительного ремонта ТС с учетом гарантии кузова от сквозной коррозии; отдельно определяется износ на пластмассовые изделия; на подушки безопасности и ряд других элементов систем безопасности износом не начисляется.

Указанные изменения приведут к повышению убыточности по ОСАГО и потребуют повышения тарифа на 10-15% (по мнению РСА — на 23%).

Несмотря на введение указанных поправок уже 4 года назад никакого повышения тарифов по ОСАГО так и не произошло.С одной стороны, это может свидетельствовать о слишком высоких «аппетитах» страховых компаний.С другой стороны, убеточность по ОСАГО за последние годы реально выросла, а в некоторых регионах достигла уже своих критических згначений.

  • Почему в России такая нелогичная система тарификации по ОСАГО (коэффициенты зависят от мощности двигателя, от места жительства собственника и пр.)?
  • От чего (каких параметров) зависит стоимость ОСАГО в других странах?
  • Как работает калькулятор ОСАГО в Европе?

Практически невозможно найти две страны в мире, где стоимость полиса ОСАГО определялась бы по одним и тем же правилам. В разных странах отличаются условия страхования, отличаются статистические данные по аварийности, отличаются и подходы к определению стоимости автострахования.

Источником данных послужила книга проф. Ульриха Мэйера (Prof. Dr. Ulrich Meyer) «Автострахование в Европе». Информация по тарификации в России добавлена в таблицу автором сайта.

Как рассчитывают цену полиса ОСАГО

В мае 2014 года был опубликован Отчет компании Towers Watson, которая по заказу Службы Банка России по финансовым рынкам проводила проверку расчета адекватности страховых тарифов по ОСАГО. Из отчета можно сделать обоснованный вывод, что базовые тарифы по ОСАГО необходимо повысить на 25,9–30,9%.

Предлагаем вам ознакомиться с текстом Отчета «Проверка тарифов ОСАГО».

Настоящий отчёт, равно как и все отзывы, заключения и прочая информация, переданная нами в ходе его подготовки, предназначена для содействия Службе Банка России по финансовым рынкам при оценке состоятельности ценообразования ныне действующего тарифа ОСАГО и для оценки потенциального влияния на повышение существующего лимита выплат. Доклад не может использоваться для других целей.

Towers Watson представляет этот отчёт, выступая в качестве независимого актуария.

Мы опираемся на точность и компетентность предоставленных нам данных и информации. Никакая проверка предоставленной информации нами не
предпринималась. Мы исходили из того, что эта информация полна и точна и что предоставленная нам информация релевантна анализу, изложенному в данном отчёте.

Точность наших моделей и настоящей презентации зависит от точности и достаточности используемых данных, поэтому все существенные расхождения, обнаруженные в этих данных, должны быть нам сообщены.

Прогнозы потерь, частоты и размеров убытков и производственных показателей подвержены потенциально большим ошибкам оценивания, поскольку окончательный размер обязательств по убыткам зависит от исхода событий, которые еще не произошли. Примерами таких событий являются судебные решения, судебные определения и разъяснения, изменения законодательства, изменение медицинского состояния истцов, общественное мнение и социально-экономические условия, например, инфляция. Любые оценки будущих затрат подвержены органически присущим им ограничениям, связанным с возможностью предсказать общий ход событий в будущем. В наших оценках мы использовали методики и предположения, отвечающие целям предпринятого анализа, и представленные в отчёте выводы имеют смысл постольку, поскольку текущая информация имеется в наличии. Тем не менее, можно предположить, что действительные размеры убытков могут отличаться, порой существенно, от наших оценок.

Анализ Towers Watson выполнен на основе данных по состоянию на 30 июня 2013 года и может не учитывать дополнительную информацию, поступившую после этой даты. Результаты, оценки и выводы Towers Watson, представленные в отчёте, могут в случае произошедших после этой даты изменений приводить к неточным толкованиям.

20.11.2013

А почему при расчёте Осаго не учитывается возраст автомобиля? Как платить страховку,так все платят одинаково и владельцы стареньких авто и новых,а как происходит страховой случай,так увы «мы учитываем износ авто и страховая выплата уменьшается на 50%» справедливо было бы и ОСАГО ПЛАТИТЬ МЕНЬШЕ ДЛЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КАТЕГОРИИ АВТО,учитывая его возраст.

По ОСАГО страхуется не сам автомобиль, а ответственность его владельца за вред, который может быть причинен этим автомобилем. Соответственно, неизвестно какому именно автомобилю (или иному имуществу, или жизни) будет причинен вред и будет произведена выплата по полису ОСАГО. Именно по этому, стоимость автомобиля не влияет на цену полиса ОСАГО. По договору каско, где страхуется сам автомобиль, цена автомобиля является основным параметром, определяющим цену договора (страховую премию).

Учет изменения страховых тарифов по ОСАГО на ранее заключенные государственные контракты

В настоящее время тарифы по ОСАГО устанавливаются государственными органами, однако, согласно Гражданского кодекса государственное регулирование тарифов не является обязательным условием при обязательном страховании. В России по многим обязательным видам страхования тарифы не регулируются государством, их устанавливают страховщики самостоятельно с учетом реальной убыточности и конкуренции.

Естественно, что в условиях конкурентного рынка страховые компании просто вынуждены максимально снижать свои тарифы, что в первую очередь выгодно страхователям (клиентам). Примером такого рыночного подхода может служить добровольное страхование гражданской ответственности автовладельца (ДАГО), которое страховщики предлагают в дополнение (расширение) к ОСАГО. Цены по ДАГО, например, могут служить прекрасным ориентиром для оценки необходимого повышения тарифов по ОСАГО при увеличении страховых сумм.

В определенной степени свободные тарифы по ОСАГО выгодны и страховым компаниям. Государство не имеет возможности оперативно менять тарифы по ОСАГО в случае изменения убыточности в отдельных регионах страны. В результате сейчас в ряде регионов с очень высокой убыточностью по ОСАГО страховщики просто перестают продавать полисы ОСАГО, т.к. не имеют возможности адекватно повысить цены и просто компенсировать свои убытки.

Как рассчитывают цену полиса ОСАГО

Вместе с тем у страховщиков есть два серьезных повода не спешить с введением свободных тарифов по ОСАГО:

  1. Завышенные государством тарифы по ОСАГО в наиболее крупных городах (в первую очередь — в Москве и Санкт-Петербурге) позволяют страховым компаниям зарабатывать очень приличные деньги на данном виде страхования. В случае свободных тарифов цены на ОСАГО в двух столицах неминуемо упадут вместе с доходами страховых компаний.
  2. Даже более важный фактор — недостаточный контроль за устойчивостью страховщиков на рынке ОСАГО при существующей системе «круговой поруки» между страховщиками. Законом об ОСАГО предусмотрено формирование гарантийных фондов при Российском Союзе Автостраховщиков, выплаты из которых производятся в случае банкротства страховой компании по ОСАГО. Фонды эти формируются из денег самих страховщиков и пока их хватает для компенсационных выплат. Однако есть серьезное опасение, что при свободных тарифах банкротств СК станет намного больше и денег для компенсационных выплат потерпевшим просто не хватит.

Со стороны государства переход на свободные тарифы также достаточно обоснован — при нынешнем уровне конкуренции рынок сам быстро установит адекватные тарифы по ОСАГО, что решит целый букет проблем, который сейчас имеет ОСАГО. Многие давно назревшие изменения в ОСАГО не проходят именно из-за необходимости повышать тарифы по этому социально-значимому виду страхования.

Еще по теме  За сколько дней до окончания полиса ОСАГО можно оформлять новый что делать если подходит время прекращения действия страховки автомобиля

Вместе с тем существует определенный риск ценового сговора между страховщиками. Например, в Испании, когда отказались от государственного регулирования тарифов по ОСАГО и ввели свободные тарифы, цены на ОСАГО все компании повысили почти в два раза. Пришлось государству подключаться к борьбе с монополиями и картельным сговором.

Плюсы Минусы
  1. Снижение тарифов в ряде прибыльных регионов — в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге.
  2. Снижение тарифов по прибыльным сегментам. Значительное снижение тарифов для машин с мощным двигателем. Возможно снижение тарифа для более современных дорогих иностранных машин, оборудованных современными системами пассивной безопасности.
  3. Серьезный стимул для развития ОСАГО и улучшения качества услуг. Могут быть довольно быстро решены некоторые проблемы (повышение страховых сумм, учета износа и ряд других), т.к. страховщики получают возможность учитывать свои дополнительные расходы при ценообразовании.
  4. Повышение оперативности с установлением тарифов по ОСАГО.
  5. Транспортные предприятия получают дополнительный стимул к снижению собственной аварийности (тариф для них будет определяться индивидуально в зависимости от их убыточности), но и дополнительный аргумент для снижения тарифа при заключении договора ОСАГО (в случае низкой убыточности).
  6. Наличие свободных адекватных тарифов по ОСАГО позволит страховщикам без проблем реализовывать полисы во всех регионах страны (в том числе там, где сейчас существуют проблемы с покупкой полисов) и для всех категорий страхователей (включая автобусные парки и т.п.).
  1. Рост тарифов в убыточных регионах. Очевидно, что цены вырастут в некоторых северных регионах. При этом из тарифов исчезнет зависимость стоимости ОСАГО от среднего уровня дохода населения (негласно существующая сейчас).
  2. Рост тарифов в убыточных сегментах. Рост тарифов для автобусов и крайне убыточных маршруток, что отразится на стоимости проезда для граждан. Значительный рост тарифов для молодых водителей — именно они сегодня являются наиболее аварийными на дорогах.
  3. Рост социальной напряженности в обществе — фактически «богатые» (на дорогих современных машинах) будут платить по ОСАГО меньше, чем «бедные» (на устаревших дешевых машинах).
  4. Риск ценового сговора между страховщиками.
  5. Риск банкротства страховых компаний в результате ценового демпинга по ОСАГО. Как следствие — нехватка средств гарантийных фондов РСА.

Тем не менее, свободные тарифы по ОСАГО — это единственный путь к реальному улучшению условий страхования. Вопрос только в том, когда же Россия будет способна пойти по нему.

Актуальность отмены государственного регулирования тарифов ОСАГО:

  • для страхователей — 60%
  • для потерпевших — не имеет значения
  • для страховых компаний — 50%

Вероятность внедрения в ближайшие годы — 60%

Предполагаемые сроки внедрения — не ранее 2016 года.

«В случае изменения страховых тарифов договор (государственный или муниципальный контракт), предусматривающий заключение страховщиком договоров обязательного страхования в отношении транспортных средств страхователя, исполняется в соответствии с размерами страховых тарифов, действовавших на момент заключения такого договора (государственного или муниципального контракта).»

К сожалению, данное положение не объясняет, на каких услових должны быть заключены такие договоры в случае изменений условий страхования…

Предполагаемые сроки изменения: после вступления в силу новой редакции Закона об ОСАГО (2014-2015 годы).

Таблица коэффициентов ОСАГО

Как рассчитывают цену полиса ОСАГО

Кроме рассмотренных коэффициентов при расчете стоимости автогражданки применяются:

  • коэффициент периода страхования;
  • коэффициент, основывающийся на количестве лиц, допущенных собственником автомашины к управлению транспортным средством.

Коэффициент, зависящий от периода страхования, может быть использован, если срок действия страхового полиса ограничивается не годом (стандартный срок). А другим временным периодом.

Ограниченный период страхования имеет место быть, если:

  • автомобиль был приобретен в одном регионе, а поставить его на учет необходимо в другом регионе. Так как использовать автотранспорт без автогражданки запрещено, то можно оформить полис с ограниченным периодом действия;
  • автомобиль зарегистрирован на территории другого государства, а используется для передвижения по территории РФ.

Автогражданка может быть оформлена при условии:

  • ограниченного круга водителей, допускаемых к управлению;
  • неограниченного круга.

Если страховка оформляется с неограниченным перечнем лиц, допускаемых к управлению, то параметр коэффициента увеличивается до 1,8.

Таким способом страховые компании минимизируют риски, связанные с неопытностью водителей, наличием у некоторых лиц грубых нарушений законодательства и так далее.

Учет изменения страховых тарифов по ОСАГО на ранее заключенные государственные контракты

(октябрь 2014 года)

(июль 2011 года)

  • Свободные (рыночные) тарифы по ОСАГО
  • Изменение коэффициента возраст-стаж (КВС) — предложения РСА
  • Повышение территориальных коэффициентов по ОСАГО (КТ)
  • Стоимость краткосрочных полисов ОСАГО — коэффициент КП
  • Учет изменения страховых тарифов по ОСАГО на ранее заключенные государственные контракты
  • Влияние на стоимость ОСАГО изменения порядка применения коэффициента «бонус-малус» (КБМ)
  • Поправки в Закон в части стоимости ОСАГО, которые не были приняты в процессе обсуждения законопроекта
  • Новый коэффициент в зависимости от возраста автомобиля (предложения Минпромторга)
  • Вляние на стоимость ОСАГО изменения порядка учета износа заменяемых при ремонте деталей

Экономическое обоснование тарифов ОСАГО и международный опыт

Как рассчитывают цену полиса ОСАГО

Снижение:Легковые юр.лиц -12%Тракторы -25%Мото -42%Повышение:грузовые {amp}gt;16тонн 32%остальные 41%Тарифный коридор: 20%

Ниже приведена таблица изменений базовых страховых тарифов по ОСАГО в 2015 году.

Тип ТС Расчет НААЦ* Указание ЦБ № 3384-У октябрь 2014 Указание ЦБ № 3384-У апрель 2015
min max min max
Легковые а/м физ. лица 4 337 2440 2574 3432 4118
Легковые а/м юр. лица 1 923 2926 3087 2573 3087
Легковые а/м такси 14 643 3654 3854 5138 6166
Грузовые а/м до 16 т. 3 433 2495 2632 3509 4211
Грузовые а/м свыше 16 т. 4 531 3993 4212 5284 6341
Автобусы до 16 мест 3 792 1996 2106 2808 3370
Автобусы свыше 16 мест 5 302 2495 2632 3509 4211
Автобусы (рег.перевозки) 14 224 3654 3854 5138 6166
Троллейбусы 9 231 1996 2106 2808 3370
Трамваи 3 731 1245 1313 1751 2101
Тракторы 952 1497 1579 1124 1579
Мотоциклы и мотороллеры 994 1497 1579 867 1579

*) старше 22 лет, опыт вождения более 10 лет, 1 ДТП за 10 лет

Регион КТ Авто КБМ Премия при действующем ТБ (min) Увеличение ТБ на 41% Разница между новой и старой премией
Старые и малолитражные ТС (мощность 50-70 л.с.)
Москва, Казань 2 ВАЗ 2106, 2108, 21012, Ford Fiesta, Hyundai Getz, 0,8 3904 5491,2 1587,2
Владимир, Самара 1,6 Fiat Punto, 3123,2 4393 1269,8
Лен.обл., Кострома 1,3 Daewoo Matiz 2537,6 3569,3 1031,7
Владикавказ, Таганрог 1   1952 2745,6 793,6
Крым, Тыва 0,6   1171,2 1647,4 476,2
Новые дешевые ТС (мощность 70-100 л.с.)
Москва, Казань 2 Lada Granta, Kia Rio, Nissan note, Renault Logan, Skoda Octavia, Chevrolet Aveo 0,8 4294,4 6040,3 1745,9
Владимир, Самара 1,6 3435,5 4832,3 1396,7
Лен.обл., Кострома 1,3 2791,4 3926,2 1134,8
Владикавказ, Таганрог 1 2147,2 3020,2 873
Крым, Тыва 0,6 1288,3 1812,1 523,8
ТС среднего класса (мощность 100-120 л.с.)
Москва, Казань 2 Ford Focus, Opel Astra, Volkswagen Polo, Suzuki SX-4, Nissan Juke, Chevrolet Cruze 0,8 4684,8 6589,4 1904,6
Владимир, Самара 1,6 3747,8 5271,6 1523,7
Лен.обл., Кострома 1,3 3045,1 4283,1 1238
Владикавказ, Таганрог 1 2342,4 3294,7 952,3
Крым, Тыва 0,6 1405,4 1976,8 571,4
Регион КТ Авто КБМ Премия при действующем ТБ (min) Увеличение ТБ на 41% Разница между новой и старой премией
Дорогие и мощные ТС
Москва, Казань 2 Mercedes-Benz S-600, Audi A4, Land Rover Range Rover, Lexus, Porsche Cayenne (более 150 л.с.) 0,8 6246,4 8785,9 2539,5
Владимир, Самара 1,6 4997,1 7028,7 2031,6
Лен.обл., Кострома 1,3 4060,2 5710,8 1650,7
Владикавказ, Таганрог 1 3123,2 4393 1269,8
Крым, Тыва 0,6 1873,9 2635,8 761,9
Виновники ДТП (2 нарушения за год)
Москва, Казань 2 Mercedes-Benz S-600, Audi A4, Land Rover Range Rover, Lexus, Porsche Cayenne (более 150 л.с.) 1,4 10931,2 15375,4 4444,2
Владимир, Самара 1,6 8745 12300,3 3555,3
Лен.обл., Кострома 1,3 7105,3 9994 2888,7
Владикавказ, Таганрог 1 5465,6 7687,7 2222,1
Крым, Тыва 0,6 3279,4 4612,6 1333,2
Молодые и неопытные водители (возраст менее 22 лет, стаж — менее 3х лет)
Москва, Казань 2 Ford Focus, Opel Astra, Volkswagen Polo, Suzuki SX-4, Nissan Juke, Chevrolet Cruze (100-120 л.с.) 1 10540,8 14826,2 4285,4
Владимир, Самара 1,6 8432,6 11861 3428,4
Лен.обл., Кострома 1,3 6851,5 9637,1 2785,5
Владикавказ, Таганрог 1 5270,4 7413,1 2142,7
Крым, Тыва 0,6 3162,2 4447,9 1285,6

Среднее повышение стоимости полиса ОСАГО для среднестатистического гражданина РФ (старше 22 лет, опыт вождения более 10 лет, 1 ДТП за 10 лет, КТ=1,3):

  • Для старых и малолитражных ТС: 1000 руб
  • Для новых, но дешевых ТС: 1100 руб
  • Для ТС среднего класс: 1200 руб

Среднее повышение стоимости полиса ОСАГО для опытных и безубыточных водителей: 600-700 руб

Наиболее заметно повышение скажется на следующих категориях водителей:

  • Владельцы дорогих и мощных ТС: 1600 руб (среднее значение)
  • Виновники 2х и более ДТП в год: 3000 руб (среднее значение)
  • Молодые и неопытные: 2800 руб (среднее значение)

Насколько обоснованы корректировки коэффициента возраст-стаж (КВС) и насколько реально он влияет на убыточность договоров ОСАГО? Действительно, молодые и неопытные водители являются сегодня самой убыточной категорией страхователей по ОСАГО — эта тенденция характерна не только для России, аналогичная статистика имеется практически во всех странах мира.

В сентябре 2014 года РСА опубликовало свои предложения по корректировке значений коэффициента КВС:

  • расширить перечень возможных значений КВС в зависимости от возраста водителя;
  • расширить перечень возможных значений КВС в зависимости от стажа водителя;
  • увеличить значения КВС для наиболее молодых водителей с небольшим стажем вождения;
  • снизить значения КВС для водителей возрастом более 45 лет и стажем вождения более 7 лет.
Еще по теме  Что такое КБМ? Как узнать свой Коэффициент Бонус-Малус?
Водитель Возраст, лет
Стаж, лет менее 25 25 — 32 32 — 45 старше 45
менее 1 2,52 2,19 2,04 1,82
1 – 2 2,30 1,98 1,81 1,66
2 – 4 2,01 1,92 1,53 1,35
4 – 7 1,81 1,61 1,30 1,08
7 – 11 1,65 1,38 1,17 0,90
более 11 1,18 1,00 0,77

Важно, что предлагается не просто повышать тарифы для молодых водителей, но и одновременно снижать для наиболее опытных водителей, низкая убыточность которых также подтверждается накопленной статистикой.

Так как в этом предложении РСА заложено повышение среднего тарифа по ОСАГО, то принимать такие поправки следует в качестве одного из элементов корректировки тарифов в связи с повышением лимитов ответственности и ростом убыточности по ОСАГО. Таким образом, если предполагается рост сборов по ОСАГО, то этот рост должен быть обязательно обоснован соответствующим ростом страховых выплат.

Актуальность изменения коэффициента КВС (возраст-стаж):

  • для страхователей — 30%
  • для потерпевших — не имеет значения
  • для страховых компаний — 100%

Вероятность внедрения в ближайшие годы — 60%

Предполагаемые сроки внедрения — не ранее 2015 года.

Самое ранее, эти предложения могут быть учтены при корректировке тарифов с 1 апреля 2015 года, когда будут повышены лимиты и изменен порядок выплат по вреду жизни и здоровью.

Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством до 28.07.11 с 28.07.11
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством 1 1
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством 1,7 1,8

Сроки изменения: с 28 июля 2011 года.

Возраст и стаж водителя транспортного средства до 28.07.11 с 28.07.11
До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно 1,7 1,8
Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно 1,5 1,7
До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет 1,3 1,6
Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет 1 1

1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)

Территория преимущественного использования ТС Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей
Москва 2 1,2
Московская область 1,7 1
Санкт-Петербург 1,8 1
Ленинградская область 1,3 0,8
Екатеринбург 1,8 1
Уфа 1,8 1
Якутск 1,2 0,7
Краснодар, Новороссийск 1,8 1
Пермь 2 1,2
Владимир 1,6 1

Полный список городов и населенных пунктов отражен в указании Центрального банка РФ № 5000-У от 04.12.2018

2. Коэффициент КБМ

Класс на начало срока страхования Коэффициент Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев в предыдущие периоды страхования по вине страхователя
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 страховые выплаты и более
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Ужесточение порядка применения коэффициента «бонус-малус» (КБМ)

3 октября 2014 года опубликованы Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1007 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1008 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Со дня вступления в силу указанных постановлений Правительства Российской Федерации вступают в силу Указание Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Таким образом, Указание Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У и Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П вступили в силу с 11 октября 2014 года.

Как рассчитывают цену полиса ОСАГО

Законопроектом предполагается исключить возможность заключить договоры ОСАГО на срок менее одного года для транспортных средств, зарегистрированных в России. Таким образом, краткосрочных страховых полисов ОСАГО для перегонщиков больше не будет.

«При приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и тому подобном) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства.»

Соответственно, Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП) будет применяться только для иностранных транспортных средств, для которых краткосрочное страхование сохранится.

Для россиян единственной возможностью повлиять на срок страхования останется период использования ТС — Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС).

«Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется на основании заявления о заключении договора обязательного страхования с учетом сведений о страховании, представленных владельцем транспортного средства. В случае отсутствия у владельца транспортного средства сведений о страховании страховщик при расчете страховой премии по договору обязательного страхования руководствуется сведениями баз данных профессионального объединения страховщиков либо страховщика, с которым у владельца транспортного средства был заключен предыдущий договор обязательного страхования.

Как рассчитывают цену полиса ОСАГО

Заключение договора обязательного страхования без учета сведений о страховании по предыдущим договорам обязательного страхования владельца транспортного средства допускается при наличии подтверждения профессионального объединения страховщиков о невозможности получения сведений о страховании для расчета страховой премии по данному договору обязательного страхования.

«В целях информационного обеспечения осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента страховых тарифов, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договор страхования средств наземного транспорта с потерпевшим, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические и иные необходимые сведения по обязательному страхованию.»

Минтранс подготовил поправку в Закон об ОСАГО, согласно которой тарифы по ОСАГО для газобаллонных автомобилей предлагается снизить на 15%. Поправки должны вступить в силу через шесть месяцев со дня опубликования.

Цель: стимулирование использования природного газа и сжиженных углеводородных газов в качестве моторного топлива.

Поиск страховой информации

Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП? Стандартный период действия страхового полиса составляет 1 год, причем год не начинается 1 января и не заканчивается 31 декабря.

Срок действия автогражданки начинается непосредственно в день приобретения полиса и заканчивается на 1 день ранее, но через 1 год. Поэтому значение повышающих или понижающих коэффициентов так же действуют 1 год.

Использование всех рассмотренных коэффициентов обязательно. В противном случае на страховую компанию могут быть наложены штрафные санкции.

Утвержденные изменения стоимости ОСАГО — 2014-2015

Как рассчитывают цену полиса ОСАГО

(октябрь 2014 года)

(июль 2011 года)

Повышение тарифов коснулось только базовых тарифных ставок (значения поправочных коэффициентов меняться не будут).

Базовые тарифные ставки повышены в пределах тарифного коридора:
— минимальные значения на 23,2%
— максимальные значения на 30%
.

Ниже приведена таблица изменений базовых страховых тарифов по ОСАГО.

Тип (категория) и назначение транспортного средства Старые базовые тарифы Новые базовые тарифы
min ( 23,2%) max ( 30%)
до 10.10.14 с 11.10.14
Мотоциклы и мопеды (транспортные средства категории «A», «M») 1 215 1 497 1 579
Легковые автомобили (транспортные средства категории «B», «BE»):      
— юридических лиц 2 375 2 926 3 087
— физических лиц, индивидуальных предпринимателей 1 980 2 440 2 574
— используемые в качестве такси 2 965 3 654 3 854
Грузовые автомобили (транспортные средства категории «C», «CE»):      
— с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее 2 025 2 495 2 632
— с разрешенной максимальной массой более 16 тонн 3 240 3 993 4 212
Автобусы (транспортные средства категории «D», «DE»):      
— с числом пассажирских мест до 20 включительно 1 620 1 996 2 106
— с числом пассажирских мест более 20 2 025 2 495 2 632
— используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок 2 965 3 654 3 854
Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb») 1 620 1 996 2 106
Трамваи (транспортные средства категории «Tm») 1 010 1 245 1 313
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины*, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей 1 215 1 497 1 579

Примечание. Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации транспортного средства, с учетом информации, указанной страхователем в заявлении на страхование, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа.

20 марта 2014 года Центральный Банк России опубликовал проект изменения тарифов по ОСАГО в части изменения территориальных коэффициентов (КТ). Предполагается, что эти изменения могут вступить в силу уже в ближайшее время.

Предлагаем вашему вниманию сравнительную таблицу с расчетом действующих тарифами ОСАГО и новыми предложениями по изменению стоимости.

Территория преимущественного использования транспортного средства:
для юридических лиц – место регистрации транспортного средства;
для физических лиц – место жительства собственника транспортного средства
Коэффициент КТ, действующий с 28.07.2011 Предлагаемый ЦБ коэффициент КТ Рост тарифа, %
Автомобили Спецтехника Автомобили Спецтехника Автомобили Спецтехника
Амурская область
Белогорск, Свободный 1 0,8 1,5 1,2 50,0% 50,0%
Благовещенск 1,4 0,8 2,1 1,2 50,0% 50,0%
Прочие города и населенные пункты 0,85 0,5 1,3 0,8 52,9% 60,0%
Архангельская область
Архангельск 1,8 1 1,9 1,1 5,6% 10,0%
Котлас 1,6 1 1,7 1,1 6,3% 10,0%
Северодвинск 1,7 1 1,8 1,1 5,9% 10,0%
Прочие города и населенные пункты 0,85 0,5 0,9 0,6 5,9% 20,0%
Владимирская область
Владимир 1,6 1 1,7 1,1 6,3% 10,0%
Гусь-Хрустальный 1,1 0,8 1,2 0,9 9,1% 12,5%
Муром 1,2 0,8 1,3 0,9 8,3% 12,5%
Прочие города и населенные пункты 1 0,8 1,1 0,9 10,0% 12,5%
Волгоградская область
Волгоград 1,3 0,8 1,5 0,9 15,4% 12,5%
Волжский 1,1 0,8 1,3 0,9 18,2% 12,5%
Камышин, Михайловка 1 0,8 1,2 0,9 20,0% 12,5%
Прочие города и населенные пункты 0,7 0,5 0,8 0,6 14,3% 20,0%
Воронежская область
Борисоглебск, Лиски, Россошь 1 0,8 1,2 0,9 20,0% 12,5%
Воронеж 1,4 1 1,6 1,2 14,3% 20,0%
Прочие города и населенные пункты 0,7 0,5 0,8 0,6 14,3% 20,0%
Ивановская область
Иваново 1,8 1 2,4 1,3 33,3% 30,0%
Кинешма 1,1 0,8 1,5 1,1 36,4% 37,5%
Шуя 1 0,8 1,3 1,1 30,0% 37,5%
Прочие города и населенные пункты 0,9 0,5 1,2 0,7 33,3% 40,0%
Калужская область
Калуга 1,2 0,8 1,4 0,9 16,7% 12,5%
Обнинск 1,3 0,8 1,5 0,9 15,4% 12,5%
Прочие города и населенные пункты 0,9 0,5 1 0,6 11,1% 20,0%
Камчатский край
Петропавловск-Камчатский 1,1 0,8 1,9 1,4 72,7% 75,0%
Прочие города и населенные пункты 0,8 0,5 1,4 0,9 75,0% 80,0%
Кемеровская область
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга 1,2 0,8 1,3 0,9 8,3% 12,5%
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск 1,3 0,8 1,4 0,9 7,7% 12,5%
Кемерово 1,9 1 2,1 1,1 10,5% 10,0%
Новокузнецк 1,8 1 2 1,1 11,1% 10,0%
Прочие города и населенные пункты 1,1 0,8 1,2 0,9 9,1% 12,5%
Кировская область
Киров 1,4 1 1,5 1,1 7,1% 10,0%
Кирово-Чепецк 1,2 0,8 1,3 0,9 8,3% 12,5%
Прочие города и населенные пункты 0,8 0,5 0,9 0,6 12,5% 20,0%
Курганская область
Курган 1,3 0,8 1,5 1 15,4% 25,0%
Щадринск 1 0,8 1,2 1 20,0% 25,0%
Прочие города и населенные пункты 0,6 0,5 0,7 0,6 16,7% 20,0%
Курская область
Железногорск 1 0,8 1,1 0,9 10,0% 12,5%
Курск 1,2 0,8 1,3 0,9 8,3% 12,5%
Прочие города и населенные пункты 0,7 0,5 0,8 0,6 14,3% 20,0%
Липецкая область
Елец 1 0,8 1,2 1 20,0% 25,0%
Липецк 1,5 1 1,8 1,2 20,0% 20,0%
Прочие города и населенные пункты 0,8 0,5 1 0,6 25,0% 20,0%
Мурманская область
Апатиты, Мончегорск 1,1 0,8 1,7 1,2 54,6% 50,0%
Мурманск 1,7 1 2,5 1,5 47,1% 50,0%
Североморск 1,3 0,8 1,9 1,2 46,2% 50,0%
Прочие города и населенные пункты 1 0,8 1,5 1,2 50,0% 50,0%
Нижегородская область
Арзамас, Выкса, Саров 1,1 0,8 1,2 0,9 9,1% 12,5%
Балахна, Бор, Дзержинск 1,3 0,8 1,4 0,9 7,7% 12,5%
Кстово 1,2 0,8 1,3 0,9 8,3% 12,5%
Нижний Новгород 1,8 1 1,9 1,1 5,6% 10,0%
Прочие города и населенные пункты 1 0,8 1,1 0,9 10,0% 12,5%
Оренбургская область
Бугуруслан, Бузулук, Новтроицк 1 0,8 1,2 0,9 20,0% 12,5%
Оренбург 1,7 1 2 1,2 17,7% 20,0%
Орск 1,1 0,8 1,3 0,9 18,2% 12,5%
Прочие города и населенные пункты 0,8 0,5 0,9 0,6 12,5% 20,0%
Пензенская область
Заречный 1,2 0,8 1,4 0,9 16,7% 12,5%
Кузнецк 1 0,8 1,2 0,9 20,0% 12,5%
Пенза 1,4 1 1,6 1,2 14,3% 20,0%
Прочие города и населенные пункты 0,7 0,5 0,8 0,6 14,3% 20,0%
Республика Адыгея 1,1 0,8 1,5 1,1 36,4% 37,5%
Республика Башкортостан
Благовещенск, Октябрьский 1,2 0,8 1,3 1,2 8,3% 50,0%
Ишимбай, Кумертау, Салават 1,1 0,8 1,2 0,9 9,1% 12,5%
Стерлитамак, Туймазы 1,3 0,8 1,4 0,9 7,7% 12,5%
Уфа 1,8 1 2 1,1 11,1% 10,0%
Прочие города и населенные пункты 1 0,8 1,1 0,9 10,0% 12,5%
Республика Бурятия
Улан-Удэ 1,3 0,8 1,5 0,9 15,4% 12,5%
Прочие города и населенные пункты 0,6 0,5 0,7 0,6 16,7% 20,0%
Республика Марий Эл
Волжск 1 0,8 1,1 0,9 10,0% 12,5%
Йошкар-Ола 1,3 0,5 1,5 0,9 15,4% 80,0%
Прочие города и населенные пункты 0,7 0,5 0,8 0,6 14,3% 20,0%
Республика Мордовия
Рузаевка 1 0,8 1,4 1,1 40,0% 37,5%
Саранск 1,2 0,8 1,6 1,1 33,3% 37,5%
Прочие города и населенные пункты 0,7 0,5 1 0,7 42,9% 40,0%
Республика Татарстан
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск 1,3 0,8 1,5 1 15,4% 25,0%
Бугульма, Лениногорск, Чистополь 1 0,8 1,2 1 20,0% 25,0%
Елабуга 1,2 0,8 1,4 1 16,7% 25,0%
Казань 2 1,2 2,3 1,4 15,0% 16,7%
Набережные Челны 1,7 1 2 1,2 17,7% 20,0%
Прочие города и населенные пункты 1,1 0,8 1,3 1 18,2% 25,0%
Республика Хакасия
Абакан, Саяногорск, Черногорск 1 0,8 1,1 0,9 10,0% 12,5%
Прочие города и населенные пункты 0,6 0,5 0,7 0,6 16,7% 20,0%
Томская область
Северск 1,2 0,8 1,3 0,9 8,3% 12,5%
Томск 1,6 1 1,7 1,1 6,3% 10,0%
Прочие города и населенные пункты 0,9 0,5 1 0,6 11,1% 20,0%
Удмуртская республика
Воткинск 1,1 0,8 1,2 0,9 9,1% 12,5%
Глазов, Сарапул 1 0,8 1,1 0,9 10,0% 12,5%
Ижевск 1,6 1 1,7 1,1 6,3% 10,0%
Прочие города и населенные пункты 0,8 0,5 0,9 0,6 12,5% 20,0%
Ульяновская область
Димитровград 1,1 0,8 1,7 1,2 54,6% 50,0%
Ульяновск 1,4 1 2,1 1,5 50,0% 50,0%
Прочие города и населенные пункты 0,8 0,5 1,2 0,8 50,0% 60,0%
Челябинская область
Златоуст, Миасс 1,3 0,8 1,6 1 23,1% 25,0%
Копейск 1,5 1 1,8 1,2 20,0% 20,0%
Магнитогорск 1,7 1 2 1,2 17,7% 20,0%
Сатка, Чебаркуль 1,1 0,8 1,3 1 18,2% 25,0%
Челябинск 2 1,2 2,4 1,4 20,0% 16,7%
Прочие города и населенные пункты 1 0,8 1,2 1 20,0% 25,0%
Чувашская республика
Канаш 1 0,8 1,3 1 30,0% 25,0%
Новочебоксарск 1,1 0,8 1,4 1 27,3% 25,0%
Чебоксары 1,6 1 2 1,3 25,0% 30,0%
Прочие города и населенные пункты 0,8 0,5 1 0,7 25,0% 40,0%
Ярославская область
Ярославль 1,5 1 1,8 1,2 20,0% 20,0%
Прочие города и населенные пункты 0,9 0,5 1,1 0,6 22,2% 20,0%
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,8 0,5 0,9 0,6 12,5% 20,0%
Еще по теме  ОСАГО что это такое и как работает

Указанное повышение территориальных коэффициентов является лишь проектом, который призван выровнять ситуацию с убыточностью ОСАГО в различных регионах России. В среднем по России введение таких коэффициентов приведет к повышению тарифов ОСАГО на 5%.

Вместе с тем, по расчетам РСА, тарифы надо повысить на 11%, таким образом в предложенном проекте коэффициенты повышаются недостаточно — страховщики считают, что они должны быть повышены еще в два раза!.

Обратите внимание, что предложенное повышение никак не связано с предполагаемыми изменениями в Закон об ОСАГО, а только компенсирует убытки страховщиков по нынешнему Закону. Изменение Закона должно привести к повышению не только территориальных коэффициентов, но и базового тарифа по ОСАГО, т.е. рост тарифов по ОСАГО будет еще более значительным. Размер этого повышения пока не определен.

От чего зависит коэффициент территории

Законом об ОСАГО определено, что при определении коэффициента территории учитывается:

  • место регистрации собственника автотранспорта (для физических лиц);
  • место регистрации юридического лица или его филиала.

Все значения коэффициента, зависящего от территории регистрации собственника, определены законодательно и не могут быть изменены ни при каких условиях.

Значения территориального коэффициента определены на основании следующих параметров:

  • количества зарегистрированных в населенном пункте транспортных средств. Чем больше автомобилей в регионе, тем выше загруженность автомобильных дорог и тем выше параметр коэффициента;
  • аварийность в регионе. Например, суровые погодные условия севера приводят к возникновению большего количества аварийных ситуаций, чем анна юге страны.

Как узнать

Зная формулу расчета стоимости ОСАГО и все требуемые коэффициенты произвести расчет можно самостоятельно. Единственная проблема возникает с определением коэффициента бонус-малус.

Определить или проверить коэффициент безаварийности ОСАГО можно по базе РСА.

Для этого на сайте организации требуется заполнить простую форму, в которой указать:

  • к какой категории относится собственник автомобиля (юридическое или физическое лицо);
  • какой страховой полис заключается (с ограниченным или неограниченным списком водителей, допускаемых к управлению автотранспортом);
  • ФИО водителя, для которого требуется определить КБМ;
  • дату рождения водителя;
  • номер водительского удостоверения, который в обязательном порядке указывается в автогражданке;
  • дату начала действия полиса.

В результате проведения проверки может быть получено одно из следующих сообщений:

  • значение коэффициента для указанного водителя составляет столько-то. Это означает, что информация о водителе есть в базе союза автостраховщиков;
  • значение коэффициента для данного лица не найдено. Водителю присвоен 3 класс и КБМ=1.

Как рассчитывают цену полиса ОСАГО

Последнее сообщение может быть получено в результате:

  • ошибки при вводе данных. Чтобы проверить результат рекомендуется повторить попытку или воспользоваться другим сайтом для определения коэффициента;
  • ошибки обработки (сбоя в работе системы). Исправить можно способом, указанным в предыдущем пункте;
  • отсутствия информации о водителе в базе данных РСА (например, по вине страховой компании, не передавшей сведения);
  • замены водительского удостоверения в текущем периоде;
  • ликвидации страховой компании, с которой был заключен договор на автострахование.

Если на сайте союза автостраховщиков коэффициент бонус-малус указан неправильно, то можно пройти процедуру восстановления корректного значения параметра.

Для этого:

  1. Необходимо пройти проверку на сайте РСА на несколько предшествующих дат, и выяснить в каком именно месте произошло обнуление параметра;
  2. Найти предыдущие страховки с указанием верных параметров (если сохранились);
  3. Подать письменное заявление в страховую компанию. Дополнительно можно обратиться в РСА и Центробанк, который контролирует деятельность страховых организаций. В документе необходимо указать причину обращения и максимально подробно описать суть проблемы. Образец заявления можно найти на сайте РСА или на сайте страховой компании. К заявлению необходимо приложить:
    • копию паспорта заявителя;
    • копию действующего водительского удостоверения;
    • копии страховых полисов за предыдущие годы (при их наличии) или сканы запросов в РСА.

Максимальное время для рассмотрения заявления – 30 дней с момента поступления документа. Если в течение указанного периода получен ответ и КБМ изменен, то проблема полностью решена.

Таким образом, рассчитать стоимость автогражданки, зная базовые тарифы, действующие в регионе проживания собственника транспортного средства и значения всех коэффициентов, повышающих или понижающих общую стоимость полиса, можно самостоятельно.

Для подсчета можно воспользоваться простейшей формулой или онлайн программами, которые представлены на сайтах страховых компаний.

Оцените статью
Страхование
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.